Представим себе такую ситуацию. Воскресное утро. Мы приходим в храм на Литургию. Какие действия мы совершаем? Правильно. Покупаем свечи, а еще подаем поминальные записки о здравии и упокоении. В них мы указываем имена наших родственников, знакомых – всех тех, за кого мы хотели бы особенным образом помолиться.
Традиция поминальных записок живет в нашей Церкви веками. Периодически археологи обнаруживают поминальные церковные записи, которые относятся еще к домонгольскому периоду, то есть к 12 веку.
Смысл поминальных записок заключается в следующем. Мы пишем имена тех людей, о которых хотим, чтобы Церковь вознесла молитвы Богу. Эти записки относятся в алтарь. Там священник их прочитывает, параллельно вынимая частицы, то есть маленькие кусочки, из особого церковного хлеба - просфоры.
Эти частицы в конце службы погружаются в потир - особую чашу для Литургии. Священник произносит при этом молитву: “отмый, Господи, грехи, проминавшихся зде...” Мы верим, что поминовение во время Литургии дорогих нам людей, живых или уже умерших, приносит их душам помощь от Бога, радость и свет.
Традиция подавать поминальные записки имеется во всех Православных Церквах. В Церквах славянской традиции этот обычай ничем не отличается от нашей практики. В Церквах греческих все обстоит несколько иначе.
Во-первых, отличается сам внешний вид записок. Греки обычно не пишут вверху поминального листка фразу о здравии или о упокоении. У них принято делать так. На записке о упокоении сверху рисуется крест. На заздравной вовсе нет никаких специальных обозначений.
Однако и заздравные поминовения имеют в Греции свою особенность, смысловую. В Греческой Церкви обычно приходы очень маленькие. Все друг друга там знают. И священник знает всех своих прихожан, потому поминает их часто без каких-либо записок.
Если же записка о здравии все же подана, то рядом с именем обычно указывается причина для такого сугубого поминовения - болен ли человек, имеет какие-либо другие проблемы. В Греции принято также вместе с запиской подавать в алтарь просфору - уже упомянутый особый церковный хлеб. Просфоры можно купить или в церковной лавке, или даже в обычной булочной. После службы просфору можно забрать. На ней вы увидите след от вынутой частицы. Это значит, что ваша просьба о молитве была исполнена и священник попросил у Бога помощи для дорогих вам людей.
Традиция поминальных записок, существующая в Церкви, - еще и яркое свидетельство того, что в Православии до сих пор исполняется завет Христа: “Любите друг друга”. Ведь любовь – это когда желаешь человеку только хорошего и, помимо прочего, молишься о нем Богу.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции существования поминальных записок в России и других Поместных Церквах.
3 мая. О страданиях Христа
Сегодня 3 мая. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О страданиях Христа, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
3 мая. О духовном смысле богослужения дня
Сегодня 3 мая. Великая пятница.
О духовном смысле богослужения дня, — протоиерей Максим Горожанкин.
Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя
Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы помогают восстанавливать дома местных жителей, тех, кто не в силах справиться сам.
Тагир — один из волонтёров. Он — майор в отставке, живёт в Омске. Однажды из новостей по телевизору мужчина узнал о том, что идёт набор добровольцев для помощи нуждающимся в Мариуполе. Тагир увидел, в каких ужасных условиях живут многие люди и твёрдо решил — надо помочь. Хотя сам мужчина — мусульманин, его ничуть не смутило, что волонтёрские поездки организует Православная Церковь. Он очень хотел поддержать людей.
Тагир, как и задумал, отправился в Мариуполь. Там доброволец ремонтировал жильё бабушкам и дедушкам, людям с инвалидностью. После окончания смены приехал домой с твёрдым желанием вернуться обратно. Остановил его — инфаркт. Полгода врач не разрешал Тагиру выполнять тяжёлую работу. А мужчина с нетерпением ждал возможности приехать в Мариуполь. И вот спустя время, он вновь отправился помогать местным жителям. Сегодня мужчина находится в Омске, проходит обследование, и, если здоровье позволит — снова будет трудиться добровольцем.
Тагир — один из тех, кто не может оставаться в стороне, когда так много людей нуждаются в помощи. Если вы тоже хотите присоединиться к волонтёрам-ремонтникам, заполните анкету на сайте: Помочьвбеде.рф
Или позвоните по телефону горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70 70 222.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов