
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евреи древности были склонны гордиться фактом своей избранности Богом. Если проанализировать все возможные поводы для гордости, то этот, пожалуй, будет самым обоснованным, но даже в нём заключено зерно порока, оно состоит в том, что, во-первых, гордость вне зависимости от её предмета пагубна для человеческой души, во-вторых, довольно странно гордиться тем, что дано человеку от рождения и не является его личным выбором или же достижением. Но самое страшное заключается вовсе не в гордости как таковой, а в том, что она ослепляет человека и лишает его элементарной разумности. Эту опасность апостол Павел описал во второй главе своего Послания к римским христианам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы Послания к Римлянам, который сегодня читается в православных храмах.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Если мы обратимся к истории Ветхого Завета, то увидим, что обрезание как символ особого завета с Богом впервые появляется в истории праотца Авраама: «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:9–11). Тогда Авраам поступил так, как ему сказал Бог. Таким же образом поступали и потомки Авраама. Изначально факт заключённого с Богом завета, выраженного через обрезание, не был предметом для гордости, таковым он стал через несколько поколений, в частности, в истории детей Иакова, то есть правнуков Авраама. Связано это было с желанием Сихема, сына Еммора Евеянина, взять себе в жену дочь Иакова Дину, сыновья Иакова высказались по этому поводу так: «Не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас], если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан» (Быт. 34:14–15). Далее Священное Писание Ветхого Завета ясно свидетельствует, что ощущение гордости от своего избрания Богом среди потомков Иакова только росло и ширилось, в конечном же итоге оно привело к тому, о чём написал апостол Павел: люди начали полагать, что само по себе обрезание способно заменить собой нравственную жизнь по заповедям Божиим. Апостол вынужден был напомнить, что это совсем не так, что обрезание — это лишь символ, оно, как и любой другой символ, имеет смысл только тогда, когда его сопровождают соответствующие дела, а именно — исполнение Богом данного закона без каких-либо попыток найти его удобные и необременительные толкования, позволяющие избегать дел закона.
То, что написал в Рим апостол Павел, кажется простым и очевидным, но если написанное им перенести в наши современные христианские реалии, то впечатление от апостольских слов существенным образом изменится.
У нас — современных христиан — тоже есть свои символы, самый известный из них — нательный крест. Среди нас тоже есть те, кто полагает, что этот крест — достаточное основание для того, чтобы ощущать себя под особым покровительством Божиим, и считать, что благодаря этому символу, конечно, в том случае, если он имеет правильную форму и освящён в храме, человек всесторонне защищён и имеет неплохие шансы на блаженную вечность. Слова апостола Павла говорят о том, что это не так, что символы имеют значение только тогда, когда их использование сопровождается соответствующими делами веры. Более того, апостол идёт дальше: он утверждает, что человек, который и вовсе далёк от каких-либо символов особых взаимоотношений с Богом, но при этом исполняющий заповеди, оказывается к Богу ближе, чем тот, кто демонстрирует окружающим все положенные признаки религиозной идентичности. Апостол Павел призывает римских христиан хорошенько задуматься об этом, и вспомнить, что Бог смотрит не на внешнее, Он смотрит на сердце человека и на его дела. Вместе с древними римскими евреями апостол Павел предлагает задуматься об этом и нам, современным христианам.
Псалом 104. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда люди признаются на исповеди в том, что приходят в храм только тогда, когда им плохо и нужна помощь. Конечно, лучше прийти так, чем никак, лучше ждать помощи от Господа, чем надеяться только на свои силы или прибегать к помощи тёмных сил. Однако приходя к Богу, стоит помнить, что и Он ждёт нас не только молитв и прошений, о чём прекрасно говорится в 104-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем его.
Псалом 104.
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
Нередко, обращаясь к Богу, люди уже имеют представление о том, что должно получиться в конце. Происходит это потому, что Бог часто воспринимается как помощник, который нужен только для того, чтобы поддержать там, где собственных сил у человека оказывается недостаточно. Для верующих людей очевидно, что в подобном подходе кроется ошибка, ведь мы призваны не только надеяться на помощь Божию, но и прислушиваться к Нему тогда, когда задумываемся о цели нашего пути.
В псалме, который мы сейчас услышали, автор кратко пересказывает историю того, как потомки Авраама попали в Египет и были выведены из него Богом. Впрочем, очевидно, что непосредственными предводителями народа были Моисей и Аарон, но, в то же время, духовно ими руководил Бог. Уже в этом можно видеть очень яркую черту библейских историй, в которых Бог помогает людям. Он ждёт от каждого двух вещей: собственной активности и доверия. Человеку не стоит ждать того, что Бог всё решит за него, но и действовать так, как будто бы всё может решить сам, тоже не нужно. Речь должна идти о соработничестве, при котором человек делает всё зависящее от него и доверяет Богу в том, как в итоге Он всё устраивает.
С самого момента грехопадения людям хочется устроить жизнь по своему усмотрению. И Бог никогда не запрещал им творчески подходить к жизни, но призывал учитывать духовные законы, которые лежат в основании сотворённого Им мира. Мы созданы свободными и творческими существами, только призваны научиться реализовывать свободу и творить в согласии с Творцом. Хорошим примером здесь служит народ Божий, который приходит в Землю обетованную. Казалось бы, теперь иудеи свободны и у них есть своя земля: могут жить и делать, что захотят. Но псалмопевец говорит, что Бог провёл их через все испытания не для того, чтобы они жили во грехах, как прочие народы, но для того, чтобы «соблюдали уставы Его и хранили законы Его», являя в этом пример всем людям.
Псалом 104. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 104. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 104. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
16 апреля. О трудах Семёна Венгерова

Сегодня 16 апреля. В этот день в 1855 году родился русский историк и библиограф Семён Венгеров.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он стал подлинным энциклопедистом, библиографом, главным делом которого было составление краткой характеристики биографии писателей, описания их произведений. И за всю жизнь он составил более двух тысяч словарных статей по творчеству русских писателей и около миллиона библиографических описаний. Венгеров стоял во главе издания первого в России масштабного сборника библиографических, справочных, критических материалов о литературе как древнерусской, так и всех последующих столетий, вплоть до 20-го столетия. Такая колоссальная работоспособность, такая преданность науке, неутомимая усидчивость свойственны могут быть только человеку мирного, светлого и кроткого духа, ограничивающего общение с внешним миром и уходящего вглубь собственного сердца. Семен Афанасьевич Венгеров много потрудился для культурного наследия России. Одним из самых главных его достижений было создание Русского библиологического общества, в рамках которого он стремился к осуществлению полной регистрации и каталогизации книг. Интересно, что сегодня один маленький компьютер может вмещать в себя обширные картотеки, над которыми трудился наш ученый.
Все выпуски программы Актуальная тема