Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь Христова совершает праздник Святой Троицы, она вспоминает одно из важнейших событий Священной Истории Нового Завета — Сошествие Святого Духа на апостолов. Кроме того, этот день мы называем Днём рождения Церкви, ведь Церковь собирает воедино именно Дух Святой, и Он же ей управляет. Давайте послушаем тот отрывок из 2-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, в нём рассказывается о Схождении Святого Духа на Христовых учеников.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Очень часто те люди, которые начинают интересоваться христианством, интересуются и вопросом относительно необходимости регулярного посещения храмов. Многим кажется, что христианство — это лишь один из множества различных путей восхождения к Богу, вместе с этим кажется, что для христианина вполне достаточно веры, чтения Священного Писания, личных домашних молитв и жизни по заповедям. Таких людей удивляет настойчивое церковное требование регулярного участия в общественных храмовых богослужениях, им искренне непонятно, зачем это нужно, тем более что в храме можно встретить нечто чрезвычайно некомфортное: недостаточно внимательных священнослужителей, придирчивых прихожан, там же человека ждёт многочасовое стояние на месте, не всегда внятное пение и чтение, а ещё там может быть давка, духота, неудобное время начала богослужения и множество иного, того, что довольно непросто связать с Евангелием.
У нас нет описания того, как выглядело помещение, в котором на апостолов сошёл Дух Святой. Мы не знаем, какая была погода на улице, было ли жарко и душно внутри помещения, было ли оно достаточно просторным, не знаем мы и того, все ли собравшиеся были в житейском смысле во всех отношениях приятными людьми. Но мы знаем другое: «все они были единодушно вместе». Из этого сообщения книги Деяний можно сделать вывод, что условием получения Святого Духа является единодушное пребывание вместе с другими верующими во Христа. Собственно, само слово «Церковь» именно это и обозначает, первое значение греческого аналога этого слова — «собрание», то есть в самом слове заложен смысл места, которое объединяет людей, объединяет не только через общие устремления, но и в буквальном смысле, принадлежа Церкви, мы не имеем права быть отделёнными от других, в противном же случае Церковь не может стать для человека Подательницей даров Святого Духа. Следовательно, тот, кто по каким-то причинам не готов находиться в храме, кто не желает быть внутри христианской общины, попросту лишает себя возможности обрести тот дар, который обрели апостолы — дар Духа Святого, соответственно, и духовное возрастание под водительством Духа становится немыслимо. Конечно, здесь стоит сделать оговорку: есть те люди, которые в силу различного рода физических причин не могут регулярно бывать на храмовом богослужении, о них здесь речи не идёт, Бог в силах иным образом взаимодействовать с такими людьми и направлять их ко спасению во Христе, но даже для них нет иной возможности обрести благодать Святого Духа иначе, как через участие в церковных таинствах.
Церковь и законы её существования — это не какая-то человеческая выдумка, это произволение Бога, Который призывает нас к единству в Духе Святом, и сегодня — в День Святой Троицы — мы слышим напоминание о том, как Церковь начала своё земное бытие. Дай Бог, чтобы это напоминание обновило в наших сердцах стремление быть в Церкви и с Церковью в том числе и на богослужениях!
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











