Небывалая новость облетела Москву: городской голова Николай Александрович Алексеев прилюдно встал на колени перед каким-то купцом! Люди на улицах перешёптывались, изумленно ахали, и недоумевали, зачем это их градоначальник позволил так себя уничижить при всём честном народе…
А дело было вот как. Московский голова Николай Алексеев задумал серьёзный проект: построить лечебницу для душевнобольных. В поисках средств, он стал привлекать к делу жертвователей и благотворителей. Первый взнос Алексеев сделал сам, вложив в строительство немалую часть своих личных сбережений. За остальным решил обратиться к богатому московскому купечеству. Градоначальник пригласил предпринимателей к себе в присутствие, чтобы хорошенько всё обговорить. И вот, в разгар деловой беседы, один купец вдруг выдвинул своё условие: «Встанешь передо мной на колени – дам на больницу миллион!» - заявил он удивленному Алексееву. Однако вместо того, чтобы немедленно выгнать наглеца вон, московский голова поднялся из-за стола, и молча в ноги поклонился толстому купчине в тяжелой собольей шубе...
Николай Александрович Алексеев и сам был выходцем из купеческого рода. Его семья не только занималась торговлей хлопком, но и владела собственным хлопковым производством. В восемнадцать лет Николай стал главным помощником своего отца в управлении семейным бизнесом. Однако дела торговые не так привлекали целеустремленного юношу, как труд на благо народа. Николай Александрович старался не упускать ни малейшей возможности для того, чтобы реальными делами помогать ближним. Помимо того, что он являлся председателем благотворительного общества при Мясницкой больнице и директором Комитета попечения о тюрьмах, Алексеев пожертвовал десять тысяч рублей специальной стипендии для студентов Московского коммерческого училища. На собственные средства построил он и новые здания для училища - мужское и женское. Николай Александрович потратил на это строительство в общей сложности около семидесяти двух тысяч рублей. Двадцать тысяч пожертвовал он для ежегодной раздачи обитателям Николаевского дома призрения вдов и сирот.
Он был настоящим москвичом: искренне любил свой город, и желал сделать его лучше и краше. В тысяча восемьсот восемьдесят пятом году такая возможность у него появилась: Николай Алексеев был избран московским городским головой.
Надо сказать, что Москва в то время не только не была мегаполисом, но и вообще, с трудом походила на большой город. На Тверской в грязных лужах плескались утки и гуси, а по Кузнецкому мосту гоняли коров. Алексеев стал постепенно, но кардинально менять облик Первопрестольной. Именно при нём рядом с Красной Площадью были сооружены грандиозные Верхние торговые ряды – то самое легендарное здание, которое сегодня известно всем как ГУМ. А находящийся неподалёку, довольно запущенный Александровский садик, Алексеев облагородил, обнес чугунной решеткой, и превратил в достопримечательность и излюбленное место отдыха вот уже для нескольких поколений москвичей и туристов со всех концов света. Именно Николай Александрович принимал от Павла Третьякова бесценный дар Москве: его знаменитую и уникальную галерею.
При Алексееве в Москве начали строить канализационную систему, пустили новый водопровод. Но главным его начинанием, безусловно, была та самая лечебница для душевнобольных – сегодня это известная психиатрическая клиника имени Кащенко, - ради создания которой Николай Александрович Алексеев, первый человек в Москве, не раздумывая, стал на колени перед купцом-самодуром.
Трагическую гибель Николая Алексеева кто-то, наверное, назовёт злой иронией судьбы: выходя со службы, прямо у здания Московской городской думы, он был смертельно ранен… душевнобольным человеком! Однако последняя воля Николая Александровича в очередной раз явила людям его поистине евангельскую кротость: в своём завещании Алексеев оставил огромную по тем временам сумму - пятьсот тысяч рублей - на нужды учреждённой им психиатрической больницы.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.