
Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой даже верующие люди воспринимают библейскую историю как полулегендарный и даже полумифический рассказ. События, описанные в ней, настолько невероятны, говорят они, что больше похожи на сказку, чем на то, что может произойти в реальности. Так Бог действует лишь в судьбах святых, но не в наших. Что же необходимо сделать, чтобы тот Бог, о котором рассказывают священные истории, стал бы живым Богом. Тем, с Кем мы могли бы общаться здесь и сейчас? Отрывок из 18 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Из Евангелия мы знаем, что у Иоанна Крестителя были ученики и последователи. Вместе со своим учителем они ожидали приход в мир Мессии. Они помогали Иоанну в его служении: объясняли людям, что такое покаяние, а также, как им необходимо жить для того, чтобы принять обещанного Спасителя. Кроме того, из Евангелия нам известно, что, когда Христос пришёл в мир, Иоанн Предтеча указал на Него своим последователям. Вот Тот, ради Кого он исполнял свою миссию. Потому его служение окончено. Теперь его ученики могут идти за Христом и называть себя христианами. Многие так и поступили. Если Иоанн крестил своих последователей во оставление грехов, то Господь крестил их Духом Святым. А потому, став учениками Спасителя, они узнали намного больше о том, кто такой Мессия и в чём заключается смысл Его прихода на землю. Самое главное откровение заключалось в том, что Мессия не просто человек, не просто великий пророк. Это Сам Бог, Который сотворил этот мир и пришёл в него ради того, чтобы спасти всякого, кто отзовётся на Его учение.
Однако оставались ещё те последователи Иоанна, кто по разным причинам не вступил в Церковь Христову. Они так и продолжали дело учителя, совершая крещение во оставление грехов. Одним из таких людей был Аполлос. Он знал, что Мессией является Иисус Христос. Однако у него не было того духовного опыта, которым обладали ученики Спасителя, а потому он ничего не знал о том, кто такой Христос на самом деле. Именно это знание и опыт он перенимает от двух христиан по имени Акила и Прискилла, живущих в городе Ефес. Аполлос крестится христианским крещением и принимает Христа не просто как выдающегося пророка, но именно как Творца этого мира. После этого он с новыми силами продолжает свою проповедь.
Важная истина скрыта в этой истории. Если мы хотим добиться какого-то результата в своей работе, нельзя просто сидеть сложа руки. Важно предпринимать хоть какие-то шаги в необходимом направлении. Необязательно, чтобы они были семимильными. Они могут быть крошечными. Главное, чтобы в своём движении мы сохраняли постоянство. Тогда результат будет достигнут. Так и в духовной жизни. Бог не открывается тому, кто не прилагает к Его поиску никаких усилий. Если мы хотим Его найти, хотим встретить Его в своей жизни, важно на ежедневной основе хотя бы что-то предпринимать для этого. Необязательно это должно быть нечто грандиозное. Каждый должен решить, исходя из личной ситуации. Важно, что это должно быть ежедневное напряжение воли в избранном направлении. Ежедневное понуждение себя жить по-Евангельски. Не будем сомневаться. Однажды количество перерастёт в качество. И Тот Бог, о Котором мы знаем из священных книг, со слов священников и других людей, открывается нам здесь и сейчас, лично, как Тот, Кто ежеминутно участвует в нашей жизни, и непрестанно проявляет заботу о каждом из нас.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!