«Без Бога дорога шире!» «Гагарин в космос летал — Бога не видал!» Вот они лозунги, будем надеяться, безвозвратно ушедшей эпохи. Представить сложно, но еще несколько десятилетий назад наша страна жила в условиях официального атеизма, а любые достижения в науке и технике служили доказательствами теории — Бога нет!
Достижения космонавтики, передовой научной отрасли, в советские годы тоже активно использовались для атеистической пропаганды. Советским людям вбивали в голову мысль — никакого духовного Неба нет, есть только темное безвоздушное пространство — космос.
Удивительно, но сами космонавты, даже того раннего периода исследования космоса, думали совершенно иначе. Вот, например, случай, произошедший с Юрием Гагариным.
Как-то в Кремле по приказу Хрущева был организован очередной прием, посвященный полету Гагарина. На нем в кулуарах Никита Сергеевич спросил первого космонавта, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, взял и ответил: «Видел». Хрущев тут же посерьезнел и сказал: «Никому об этом не говори».
В конце советского периода у космонавтов появилась традиция брать с собой в космос или нательный крестик, или небольшую икону. Конечно же, все это делалось так, чтобы не привлекать внимания. Но начальство тогда смотрело на такое нарушение регламента сквозь пальцы.
Сегодня наличием иконы на космическом корабле мало кого удивишь. Но помню, как в 1992 году появление иконы на борту ракеты произвело настоящий ажиотаж в прессе. Настолько это было непривычно для людей.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил поместить Владимирскую икону Богоматери внутрь космического корабля в рамках благотворительного проекта «Европа-Америка 500». С тех пор появление икон в космосе стало радостной традицией.
Можно, конечно, задать вопрос — а зачем отправлять икону за пределы Земли. Понятно, когда космонавты делают это для себя, для личной молитвы. Но как быть в случае со специальными проектами по размещению православных святынь на борту космического корабля?
Ответить на этот вопрос нам поможет другая церковная традиция. В Православии принято с древних веков в случае бедствий или распространения какой-либо болезни обходить города или поселения, в которых беда приключилась, крестным ходом. История свидетельствует, что таким способом неоднократно удавалось победить эпидемии, остановить пожар, отогнать врагов.
Помещая икону на борт космического корабля, который раз за разом облетает вокруг Земли, мы тем самым просим Бога освятить нашу планету, свести на нет многие бедствия, которые на ней постоянно происходят.
Кто знает, каких катаклизмов нам удалось миновать именно благодаря тому, что иконы стали регулярно бывать в космосе?
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о том, как и почему на борту космических кораблей появились иконы.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема