Деян., 18 зач., VIII, 5-17.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Хотя для людей внешних религиозное мировоззрение нередко кажется монолитным, на самом деле оно может быть очень разным. Одни стараются верить разумно, другие делают акцент на чувствах, кто-то прислушивается к аргументам, а кто-то буквально охотится за чудесами. Но что же на самом деле должно лежать в основе нашей веры? В отрывке из 8 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, есть ответ на этот вопрос. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 8.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Итак, мы слышим историю о том, как апостол Филипп идёт проповедовать в Самарийскую страну. История так сложилась, что в 8 веке до нашей эры, после Ассирийского нашествия, в эти места переселились представители других, прежде языческих племён, которые приняли веру в Единого Бога. Самаряне были их потомками. И в связи с этим иудеи относились к ним свысока. Впрочем, для веры, которую проповедовал Филипп, — национальность или культурные особенности не были преградой. И как мы услышали, проповедь апостола воспринималась самарянами с большим вниманием и единодушием.
Однако зададимся вопросом: что было причиной такого восприятия его проповеди? Самарянам было близко содержание его речи или чудеса, которые сопровождали эту речь? Авторская ремарка помогает ответить на этот вопрос однозначно. Апостол и евангелист Лука пишет: все единодушно внимали его словам, потому что слышали и видели чудеса, которые он творил. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, ведь всё происходящее лишь доказывало силу Божию, которая была дарована ученикам Христа. С другой стороны, возникает вопрос: насколько в действительности содержание проповеди интересовало людей, насколько внутренне они были с ним согласны?
Казалось бы, Филипп действовал так же, как действовал Христос, но это так только на первый взгляд. Понять разницу нам позволяет история с Симоном Волхвом, которого очень почитали местные жители, полагая, что он есть сама сила Божия. Жители Иудеи и Галилеяне очень строго относились к язычеству и всему, что могло быть с ним связано. Любое чудо они приписывали Самому Богу, который мог действовать через человека. Но самое главное, они были внимательны к тому, что проповедовалось вместе с чудесами. Неслучайно в Евангелиях мы постоянно слышим о людях, которые спорят со Христом. Чудеса чудесами, но что ты проповедуешь? Какую весть Ты обращаешь к людям и самое главное, как эта весть соотносится с откровением Божиим, насколько она ему соответствует. Самаряне же действовали совершенно иначе. До Филиппа они все от мала до велика слушали Симона, о котором прямо говорится, что он занимался магией или колдовством, что для иудеев было абсолютно недопустимо. Пришёл Филипп и от Симона они обратились к нему. Но какова цена их обращения? Заинтересовались ли они истиной или только чудесами?
Приходя ко Христу каждый из нас должен задавать себе этот же вопрос. Если мы верны Ему только потому, что видели чудеса, какова гарантия того, что, увидев другие, не отвернёмся от Него? Сам Господь в Евангелии называет Себя Истиной. И это значит, что только познав Его как Истину мы останемся верны Ему навсегда.
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал