Часто бывает так, что, прежде безразличный к чужому горю, человек вдруг резко меняется, когда беда постучится в его собственную дверь. Московский купец Герасим Иванович Хлудов, наследник крупного текстильного бизнеса и потомок знаменитой купеческой династии, имел славу скупого и чёрствого человека, интересующегося лишь собственной выгодой и готового извлекать её любыми средствами. Работники заводов Герасима Хлудова не могли похвастаться хорошими условиями труда и заботой хозяина.
Так было вплоть до рокового события в жизни Герасима Ивановича: в возрасте двадцати одного года внезапно умер его единственный, горячо любимый сын Павел. У Хлудова было четыре дочери, однако он мечтал о наследнике, и буквально души не чаял в долгожданном сыне. Трагедия перевернула мировоззрение Герасима Хлудова и превратила прижимистого купца в щедрого благотворителя и филантропа.
После похорон сына, Герасим Иванович приобрел участок в полтора гектара на берегу реки Яузы, в СыромЯтниках. Здесь он решил основать Дом призрения для бедных. Точнее, не просто дом, а целый благотворительный городок. На эти цели он выделил пятьсот тысяч рублей. Однако здоровье его после смерти сына сильно пошатнулось. Опасаясь не завершить начатое дело, Герасим Хлудов составил особое завещание, где давались чёткие указания по поводу его благотворительного проекта. Дому призрения он завещал, помимо уже вложенных им в дело полумиллиона, еще двести тысяч рублей, а также открыл специальный вклад, проценты с которого должны были обеспечивать текущие расходы.
Через год Герасима Хлудова не стало. Всё, завещанное им, было в точности выполнено: в Сыромятниках открылся Дом призрения для бедных с богадельней на восемьдесят мест, сотней бесплатных квартир для вдов с сиротами, и большим домОвым храмом.
Дочери Герасима Ивановича продолжили дело, начатое их отцом. Александра Герасимовна пожертвовала сто тысяч, на которые в городке были возведены ещё несколько бесплатных жилых домов. Клавдия Герасимовна выделила такую же сумму на открытие бесплатного народного училища для проживающих в городке сирот. Прасковья Герасимовна выделила средства на постройку бесплатной больницы - «Отделения для слабых и одержимых недугами престарелых лиц женского пола, нуждающихся в медицинской помощи». На её же пожертвования было открыто бесплатное женское ремесленное училище и ещё один жилой дом для бедных, проведено электричество на территорию Городка.
Таким образом, в тысяча девятьсот тринадцатом году в благотворительном городке на Яузе проживало пятьсот семьдесят вдов с детьми. Более сотни стариков находились в богадельне. В ремесленном училище обучались шестьдесят девочек, а в начальной школе – девяносто пять мальчиков. И образование, и проживание вместе с питанием для жителей Дома призрения были бесплатными.
Грянувшая через несколько лет октябрьская революция провозгласила громкие лозунги о всеобщем благоденствии. При этом хлудовский Городок на Яузе был национализирован под нужды нового государства, а населявшим его вдовам, сиротам и старикам взамен предложили «светлое будущее» - правда, уже без крова и пропитания.
Но память о Герасиме Ивановиче Хлудове, несмотря на все усилия, советской власти, стереть не удалось. Его и сегодня помнят, как человека, кардинально изменившего свою жизнь, благодаря чему изменились к лучшему и жизни сотен людей вокруг.
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.