
Деян., 4 зач., II, 14-21.
Глава 2.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли человек отрицать явное чудо? Конечно, может. Наша с вами природа в целом отличается упрямством и недоверчивостью. И если уж отказывается человек что-либо признавать, изменить его позицию представляется делом крайне затруднительным. Хотя и возможным. Об этом, в частности, говорит нам читаемый сегодня во время богослужения отрывок из второй главы книги Деяний святых апостолов.
Мы только что услышали вдохновенную речь апостола Петра, сказанную им перед лицом огромной толпы собравшихся в Иерусалиме паломников. Все эти люди стали свидетелями удивительного чуда. Под воздействием благодати Святого Духа ученики Христа вдруг начали проповедовать Евангелие на до того незнакомых им иностранных языках. Подчеркну — языках не выдуманных, не виртуальных, а реально существовавших или существующих по нынешний день. Иудеи, прибывшие из отдаленных уголков Средиземноморья, чтобы поклониться святыням Иерусалима, вдруг услышали, как им говорят о Евангелии на привычных для них наречиях. Иными словами — на глазах у множества людей совершилось чудо. Простые рыбаки, следовавшие за Иисусом из Назарета, превратились в самых настоящих полиглотов и ярких ораторов.
Далеко не всем наблюдателям произошедшее оказалось по душе. Частью толпы, перед которой выступил апостол Пётр, были фарисеи и книжники. Они уже имели сомнительный опыт дискредитации чудес Христа. А потому без каких-то колебаний совести законники стали кричать — что вы слушаете этих заблуждающихся в вере рыбаков? Они просто пьяные, а потому и говорят нечто непонятное! Зависть и злоба, обитавшие в сердцах иудейских вождей, не позволяли им принять чуда. Хотя оно было совершенно очевидным.
Апостол Пётр не стал вступать с критиками в пустые споры. Он просто отверг обвинение в пьянстве, сославшись на время. Третий час, о котором говорит святой, соответствует девяти часам утра. Закон же запрещал евреям пить вино утром. Затем апостол начал (к удивлению, всё тех же законников) цитировать слово в слово книгу пророка Иоиля, где говорится, в частности, о схождении Духа Святого на верующих в Бога людей. И вот это пророчество сбылось. Благодать Господня дала ученикам Спасителя удивительные способности — говорить на незнакомых для них языках, дерзновенно проповедовать Евангелие.
Пророчество Иоиля имеет не только радостную составляющую. Говорит оно и о печальных событиях: «И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный». Отчасти прозвучавшие слова уже сбылись. Иерусалим оказался разрушен римлянами в 70 году. Многие жители иудейской столицы тогда погибли от карающего меча империи. Но предсказание пророка имеет отношение и к завершению истории мира в целом. Концу света будут предшествовать различные катастрофы, но святой Иоиль и апостол Пётр, повторивший его слова, утешают нас: «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся».
Часто от неверующих людей приходится слышать такие слова — покажите мне чудо, и я поверю. Во-первых, чудес Божиих в истории имеется предостаточно. А во-вторых, сам наш мир является одним большим чудом. Чтобы это понять, достаточно просто открыть глаза. В конце концов, практически все великие физики 20-го века были верующими людьми. Потому не нужно упрямиться — Бог действительно существует. Но вступить с Ним в общение можно только через веру. Только тот, кто от сердца призовёт Господа прийти в его жизнь, обретёт спасение. В полной мере оно (спасение) раскроет себя в Царстве Божием, но и здесь — на земле — проявятся обязательно его признаки: мир и радость в сердце, любовь к людям, ощущение смысла каждого прожитого дня. А если понадобится для пути спасения что-то непривычное, чудесное, то Бог и такие дары человеку обязательно пошлёт. Как наделил Он апостолов способностью проповедовать Евангелие всем людям того времени.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер