
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Во второй половине первого века по Рождестве Христовом христианские общины имелись почти во всех крупных городах Римской империи. Причиной их появления, чаще всего, служила горячая проповедь апостолов — учеников Христа, которые постоянно путешествовали по империи и рассказывали её жителям о Спасителе и Его учении. Исключением в этом смысле, как ни странно, была столица империи, славный город Рим. Поразительно — но христианская община здесь возникла без участия апостолов. Во всяком случае — прямого.
Весть о Христе проникла в Рим благодаря представителям еврейской диаспоры. Те услышали проповедь апостолов в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Так они поверили в Спасителя и, вернувшись домой, обратили в христианство своих родных и близких. В Римскую общину христиан затем вошли и принявшие Евангелие язычники. Евреи и бывшие язычники мирно сосуществовали в Римской церкви вплоть до 50 года, когда император Клавдий велел изгнать из столицы всех евреев. Христиан в том числе.
Причиной такой жёсткой политики послужили общественные волнения, устроенные евреями в Риме, вызванные, возможно, спорами о том, являлся ли Христос долгожданным Мессией или нет? В результате Римская Церковь стала состоять исключительно из бывших язычников, которые нуждались в мудрой пастырской заботе. Поддержать столичных братьев по вере взялся апостол Павел. В 58 году он направил им послание, в котором тщательно разъяснял особенности христианского вероучения. Отрывок из послания к римлянам читается сегодня во время богослужения.
Одним из главных искушений, с которым сталкивались язычники, обратившиеся в христианство, было то, что они с большим трудом принимали учение о воскресении Христа. Причина затруднения состояла в том, что абсолютное большинство язычников Римской империи традиционно считало, что тело — это гробница для души и всё телесное по определению плохо. Данное утверждение было сформировано ещё философом Платоном в его диалоге «Федон» и прочно осело в сознании язычников.
Эллинисты полагали, что главной жизненной задачей человека является освобождение от тела, потому в античной языческой среде так популярна была тема смерти. Повторюсь, смерти, воспринимавшейся как способ освобождения от плена зловещей материи. К удивлению язычников, христианство говорило иное — что Иисус Христос воскрес, воскрес именно в теле и всем христианам предстоит подобное в день Второго Пришествия Спасителя. А материальная составляющая мира вовсе не злая. Она создана благим Богом. Тьма же проникла в нашу реальность благодаря неверно использованной людьми свободы воли.
В послании к римским христианам апостол Павел успокаивает бывших язычников. С одной стороны, он прямо подтверждает, что воскресение Христа совершилось и Спаситель действительно вновь обрёл тело. С другой — подчёркивает, что Тело это было иным, совершенным и свободным от плотских ограничений — Христу не требовалась пища, Он не уставал, уже не чувствовал физической боли. Воскреснув, Спаситель дал людям возможность пройти Его путём, стать свободным от грехов и страстей, от тех негативных физических ограничений, которые ассоциировались у язычников именно с телом. Христос через Своё воскресение побеждает смерть и открывает людям новую реальность. Спаситель даёт поверившему в Него человеку полную духовную свободу, принципиально новое, возвышенное состояние и удивительную жизнь в Своём царстве вечных радости и счастья.
По словам апостола, во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отчей. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но Евангелие даёт нам удивительную надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема