1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
Глава 11.
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостол Павел пишет христианам города Коринф по поводу того, как необходимо правильно устраивать богослужебную жизнь в их общине. В только что прозвучавшем отрывке он обращает внимание на центральный вопрос, связанный с богослужением, — отношение к Таинству Евхаристии.
Первое, о чём он говорит, так это о том, что Евхаристия была установлена Самим Спасителем на Тайной Вечери. К слову, учитывая то, что послание к Коринфянам написано раньше самого первого Евангелия, мы видим здесь самую раннюю запись слов Христа, Которые Он произнёс, совершая это Таинство. Из этих слов мы узнаём, что, причащаясь, мы вспоминаем Спасителя, а также подтверждаем, что находимся с Ним в отношениях завета, то есть союза. То есть Причастие является знаком того, что я связан со Христом и Его Церковью. Неслучайно в раннехристианских общинах считалось, что человек исключал себя из общения с Церковью, если не приступал к Причастию на протяжение месяца. Это можно сравнить с супружескими отношениями. В нормальной ситуации супруги должны жить вместе. Согласитесь, если муж навещает жену несколько раз в год, при этом сам проживает на соседней улице — это странный союз. Вот так же и чадом Церкви нельзя быть, забегая изредка в храм, чтобы поставить свечку. Быть учеником Христовым — это означает быть с Ним и с другими верующими в непрестанном общении, что и выражается в участии в Таинстве Евхаристии.
Второй важный момент заключается в том, что Евхаристия связана со смертью Господа. Апостол говорит: «когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете». То есть Причащение — это не только воспоминание о Христе и Его смерти на кресте. Это ещё и знак того, что я также принимаю участие в этих страданиях. Это соучастие начинается во время Таинства Крещения, когда мы умираем для своей прошлой, греховной жизни, троекратно погружаясь в купель. И продолжается потом, в жизни церковной, когда мы стараемся жить по евангельским заповедям, то есть не ради себя любимого, а ради Бога и тех, кто меня окружает. Поэтому и говорит Господь: «кто хочет быть Моим учеником, тот должен взять свой крест и идти за Мной». То есть тот должен быть готовым умереть вместе со Спасителем. Причащаясь Тела и Крови Христа, мы словно напоминаем себе об этом договоре, а также получаем силы для того, чтобы идти дальше этим нелёгким путём за нашим Господом.
Наконец, Павел говорит о том, что можно причащаться недостойно, в осуждение себе. Речь не о том, что человек по какой-то причине не вычитал положенное молитвенное правило или не выдержал установленный пост и вдруг подошел к чаше. Согласно апостолу Павлу, причащение в осуждение — это участие в Таинстве, «не рассуждая о Теле Господнем». Как мы помним, на богословском языке апостола Павла, «Тело Господне» — это Церковь. Итак, недостойно причащается тот, кто принимает участие в таинствах Церкви, но об этой самой Церкви нисколько не думает. Тот, кто зациклен на себе, а потому постоянно согрешает против своих ближних, которые находятся рядом с ним за евхаристической трапезой. Кто пришёл сюда исключительно ради себя любимого, и не понимает, что Церковь — это живой организм, где все элементы связаны друг с другом тесной, органической связью, и Причастие — это не магический эликсир, который должен дать тебе вечную молодость, здоровье и успех во всех твоих делах. Это кровь Христова, которая оживляет весь организм. То есть сообщает верующим силы всё больше и самозабвенней служить друг другу и на этом пути обретать Бога, а вместе с ним душевный мир и покой.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.