Как многие подростки, я в юном возрасте подражал разным кумирам своего времени, преимущественно рок-звездам. Собирал их фото, знал наизусть их изречения и старался копировать поведение.
Вообще, человеку свойственно подражать какой-нибудь яркой личности. Хочет он того или нет, все равно будет стараться походить на кого-то, особенно в молодости. Это совсем не плохо, вопрос в том, на кого быть похожим.
Например, в эпоху Средневековья, которую мы по своей темноте, порой, называем темной, идеалом для подражания был святой. Святые были героями Средневековья, народными любимцами того времени. Жили тогда люди по-разному, как и сейчас, но вопрос идеалов у них был поставлен правильно, в этом Церковь участвовала.
Одна из проблем нашей жизни в том, что у нас идеалов сейчас вообще нет. Имею в виду светское общество.
За что можно с теплотой вспоминать последние десятилетия советского времени, так это за светлые и замечательные идеалы. Восхвалялся верный друг, честный труженик, мужественный защитник Родины, глубокомысленный ученый, тонкий музыкант, бесстрашный летчик — в общем, хорошие такие человеческие примеры, на остатках которых мы до сих пор еще как-то существуем.
На кого захочет быть похожим молодой человек сегодня? Непонятно. На блогера какого-нибудь? Скорее всего, вообще ни на кого.
Слава Богу, у Церкви всегда есть примеры для подражания. «Подражайте Христу и Его последователям», — говорит Церковь. У святых есть все положительные качества — и ум, и верность, и мужество, и самоотдача, и жертвенность — то, что хочется перенимать. Мы не ошибемся, подражая любому из угодников.
Как замечательно, что Церковь хранит образ идеального человека. Без сохранения этого образа в Церкви можно было бы забыть и критерии человечности, и то, к чему человек призван. Нам уже не раз предлагались всякие ложные идеалы. Но Церковь говорит: идеал человека есть Христос, а святые — это высшая мера развития человека по образу Богочеловека. Вот какими ты должен стать, человек, вот к чему ты призван!
Поэтому так важны жития подвижников. Это ведь учебники подражания святости! В житийной литературе запечатлены тысячи самых сложных путей ко Христу, и среди них можно найти себя, найти то, что поможет.
Трудно сразу быть похожим на Христа. Да и на святых, признаться, тоже. Возможно, для начала стоит перенимать у обычных людей те добрые качества, которых нет у меня?
Попробовать сначала, к примеру, подражать вот тому коллеге по работе, который приходит в офис всегда раньше меня и никогда не опаздывает. Или знакомой многодетной маме, которая всю себя отдает на служение детям. Или дедушке-соседу, который никогда не унывает, всегда бодр и весел и первый здоровается.
И, может быть, тогда легче будет подражать подвижникам благочестия, и Самому Господу. Чтобы действовать по совету апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу».
Все выпуски программы Частное мнение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия