Говорят, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь: лучше посвятить себя какому-нибудь одному занятию, чем вечно мучиться проблемой выбора, а в результате - так ничего полезного толком и не сделать. Но даже из этого железного, проверенного жизнью правила, оказывается, бывают исключения! Мария Клавдиевна Тенишева – незаурядная, разносторонняя женщина, во многом опередившая свою эпоху – доказала, что можно быть многим, и при этом не только не растерять индивидуальность, но и оставить о себе добрую память на века.
Вкус к прекрасному Мария ощутила еще в детстве. Нянек она видела куда чаще, чем свою родную мать, и часто ощущала себя одинокой. Пока не обрела друзей – прекрасных, добрых, удивительных, - хотя и молчаливых. Это были… картины! По вечерам, когда всё в доме затихало, Маша снимала туфли, и на цыпочках, пробиралась в гостиную. Там она подолгу любовалась полотнами, а потом бежала в свою комнату, хватала кисти, краски, и пыталась запечатлеть на бумаге нахлынувшие чувства.
Любила девочка и чтение. Ее увлекали не только стихи и романы, но и сложные философские труды. Своей любимой книгой она называла «О подражании Христу» Фомы Кемпийского. В шестнадцать лет к этому прибавился еще и незаурядный талант певицы. Голосом Марии восхищались знатоки оперы, самые известные театры открывали перед ней свои двери… Мария провела несколько лет во Франции, выступая в известной парижской оперной студии МаркезИ. Она брала уроки живописи, изучала историю искусств, посещала выставки. И все-таки не могла отделаться от ощущения, что упускает что-то очень важное, и это важное ждет ее в России.
Когда Мария вернулась, давняя подруга пригласила её отдохнуть и привести в порядок мысли и чувства в свое имение Талашкино.
Здесь Мария впервые увидела вблизи жизнь крестьян. Всё в ней всколыхнулось от жалости и сострадания к этим неграмотным, измученным тяжелым трудом людям. Мария решает на собственные, тогда еще совсем небольшие средства, открыть в селе школу для крестьян.
Именно тогда Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым - строителем железных дорог, владельцем крупного капитала. Тенишев был покорен незаурядной личностью молодой женщины, и вскоре сделал ей предложение.
Став благодаря своему браку богатой женщиной, Мария первым делом вкладывает средства в свою школу в Талашкино. Не остается она равнодушной и к жизни рабочих на фабриках и заводах мужа. Мария организует для них бесплатные столовые, школы, и даже ремесленные училища. В Бежицке, где у Тенишевых находился крупный рельсопрокатный завод, Мария открыла театр, чтобы рабочие могли проводить досуг не за рюмкой водки, а приобщаясь к искусству.
Начав увлекаться русской стариной, Мария Клавдиевна организовала несколько археологических экспедиций, и собрала уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства, которую полностью и безвозмездно передала Русскому археологическому обществу.
Не забывала Мария и Талашкино. Она выкупила имение у подруги, и создала в нём идеальное хозяйство. Талашкинские крестьяне освоили сельскохозяйственную технику, которую Мария Клавдиевна специально закупала для них за границей.
Двери её имения тоже были широко открыты для людей искусства. Она открыла в Талашкине бесплатные художественные мастерские. Мария безошибочно угадала талант Врубеля, Бакста, Поленова и других, тогда еще непризнанных, а ныне всемирно известных художников. На свои средства она организовывала для них выставки в лучших галереях Петербурга. Она стала издателем и учредителем знаменитого журнала «Мир искусства».
Многие называли её сумасбродкой, не понимали, порой осуждали или смеялись. А она продолжала идти выбранным путем, стремительно опережая свою эпоху. «Мой труд -не для современников, а для будущих поколений, - говорила она. Нужно отбросить обиды и вообще, всякую личную точку зрения, и лишь трудиться на пользу потомкам и Родине...»
Сто пятьдесят лет, прошедшие с того времени, когда Мария Тенишева жила и трудилась на благо людей, полностью подтвердили правоту ее слов.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема