Говорят, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь: лучше посвятить себя какому-нибудь одному занятию, чем вечно мучиться проблемой выбора, а в результате - так ничего полезного толком и не сделать. Но даже из этого железного, проверенного жизнью правила, оказывается, бывают исключения! Мария Клавдиевна Тенишева – незаурядная, разносторонняя женщина, во многом опередившая свою эпоху – доказала, что можно быть многим, и при этом не только не растерять индивидуальность, но и оставить о себе добрую память на века.
Вкус к прекрасному Мария ощутила еще в детстве. Нянек она видела куда чаще, чем свою родную мать, и часто ощущала себя одинокой. Пока не обрела друзей – прекрасных, добрых, удивительных, - хотя и молчаливых. Это были… картины! По вечерам, когда всё в доме затихало, Маша снимала туфли, и на цыпочках, пробиралась в гостиную. Там она подолгу любовалась полотнами, а потом бежала в свою комнату, хватала кисти, краски, и пыталась запечатлеть на бумаге нахлынувшие чувства.
Любила девочка и чтение. Ее увлекали не только стихи и романы, но и сложные философские труды. Своей любимой книгой она называла «О подражании Христу» Фомы Кемпийского. В шестнадцать лет к этому прибавился еще и незаурядный талант певицы. Голосом Марии восхищались знатоки оперы, самые известные театры открывали перед ней свои двери… Мария провела несколько лет во Франции, выступая в известной парижской оперной студии МаркезИ. Она брала уроки живописи, изучала историю искусств, посещала выставки. И все-таки не могла отделаться от ощущения, что упускает что-то очень важное, и это важное ждет ее в России.
Когда Мария вернулась, давняя подруга пригласила её отдохнуть и привести в порядок мысли и чувства в свое имение Талашкино.
Здесь Мария впервые увидела вблизи жизнь крестьян. Всё в ней всколыхнулось от жалости и сострадания к этим неграмотным, измученным тяжелым трудом людям. Мария решает на собственные, тогда еще совсем небольшие средства, открыть в селе школу для крестьян.
Именно тогда Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым - строителем железных дорог, владельцем крупного капитала. Тенишев был покорен незаурядной личностью молодой женщины, и вскоре сделал ей предложение.
Став благодаря своему браку богатой женщиной, Мария первым делом вкладывает средства в свою школу в Талашкино. Не остается она равнодушной и к жизни рабочих на фабриках и заводах мужа. Мария организует для них бесплатные столовые, школы, и даже ремесленные училища. В Бежицке, где у Тенишевых находился крупный рельсопрокатный завод, Мария открыла театр, чтобы рабочие могли проводить досуг не за рюмкой водки, а приобщаясь к искусству.
Начав увлекаться русской стариной, Мария Клавдиевна организовала несколько археологических экспедиций, и собрала уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства, которую полностью и безвозмездно передала Русскому археологическому обществу.
Не забывала Мария и Талашкино. Она выкупила имение у подруги, и создала в нём идеальное хозяйство. Талашкинские крестьяне освоили сельскохозяйственную технику, которую Мария Клавдиевна специально закупала для них за границей.
Двери её имения тоже были широко открыты для людей искусства. Она открыла в Талашкине бесплатные художественные мастерские. Мария безошибочно угадала талант Врубеля, Бакста, Поленова и других, тогда еще непризнанных, а ныне всемирно известных художников. На свои средства она организовывала для них выставки в лучших галереях Петербурга. Она стала издателем и учредителем знаменитого журнала «Мир искусства».
Многие называли её сумасбродкой, не понимали, порой осуждали или смеялись. А она продолжала идти выбранным путем, стремительно опережая свою эпоху. «Мой труд -не для современников, а для будущих поколений, - говорила она. Нужно отбросить обиды и вообще, всякую личную точку зрения, и лишь трудиться на пользу потомкам и Родине...»
Сто пятьдесят лет, прошедшие с того времени, когда Мария Тенишева жила и трудилась на благо людей, полностью подтвердили правоту ее слов.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 193 зач., XI, 21 - XII, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как справиться со своими физическими и душевными немощами? Как избавиться от тяжёлого и постыдного опыта прошлой жизни? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 11-й и 12-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел подробно рассказывает о том, какие напасти он претерпел ради Христа и Евангелия со стороны иудеев и язычников, а также в каких смертельно опасных ситуациях оказывался во время проповеди Евангелия. История Павла похожа на сюжет приключенческого романа. У героя такого романа земля горит под ногами, мир вокруг рушится, а он в последний момент умудряется на всём ходу запрыгнуть на подножку уходящего поезда, чтобы продолжить упорно двигаться к своей цели. Откуда же у апостола столько сил? Что заставляет его идти вперёд несмотря на смертельный риск?
Во второй части отрывка послания апостола Павла к Коринфянам мы находим прямой ответ на этот вопрос. Преодолевать трудности апостолу помогала вера, в основе которой лежал глубокий духовный опыт общения с Богом. Рассказывая об этом опыте, Павел по своей скромности говорит о себе в третьем лице. Будто бы он знал человека, который был восхИщен на третье Небо, в райские обители. Там он пережил такое блаженное состояние, для которого невозможно даже подобрать подходящие слова. Очевидно, что память об этом откровении всё время жила в сердце Павла. Она согревала его в трудные минуты и побуждала к дальнейшей работе.
Но не только это было импульсом проповеди апостола. Павел упоминает, что ему дано «жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Апостол страдал каким-то недугом, о природе которого толкователи спорят до сих пор. Что это была за болезнь, не особо важно. Важно то, что её приступы напоминали апостолу о том, что у него самого по себе нет никаких сил. Что он жив лишь милостью Бога и Его благодатью. А единственный способ поддерживать себя в этом состоянии — активно нести слово Божие людям. Тогда благодать оживает в сердце и боль отступает. Поэтому в другом месте и говорит Павел: «горе мне, если не благовествую». Так Господь использовал немощь Павла, чтобы он не отвлекался от своего предназначения. Поэтому и говорит Павел, что сила Божия в немощи совершается.
Великая истина открывается в этом апостольском чтении. Все мы люди далеко не совершенные. У всех у нас есть очень тяжёлый и постыдный опыт. И мы часто не знаем, что делать с этими болезнями. Жизнь и служение апостола Павла — яркий пример того, что если мы готовы посвятить себя целиком служению Христу и ближним, то вся эта боль и грязь превратится в золото. Как именно, одному Богу известно. Но всё это обернётся на пользу окружающим. Всё это будет работать на Бога. И через нашу немощь Господь явит Свою силу и славу этому миру.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь ко спасению по творениям свт. Феофана Затворника». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», посвященные духовному совершенствованию человека.
Разговор шел о значении дисциплины в духовной жизни человека, о важности внимательного чтения и изучения Священного Писания и святоотеческой литературы, а также о том, что еще может помочь на пути ко спасению.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Продукты для приюта «Покровская община» в Санкт-Петербурге

«Кому добавки?» — всякий раз с любовью переспрашивает повар Надежда Павловна. Она работает в петербургском Православном приюте «Покровская община». Здесь живут те, кому по разным причинам больше некуда пойти. Среди них много пожилых.
«Почти всем нужно готовить диетические блюда, как своим стареньким родителям. Поскольку часто у них нет зубов и обычную еду им не прожевать», — заботливо объясняет Надежда Павловна.
Поваром она работает больше 20 лет, поэтому легко придумывает новые блюда из тех продуктов, что есть в наличии. Так, чтобы накормить подопечных вкусно и питательно. Иногда балует их пирогами или блинчиками.
Бездомные люди живут в приюте временно, пока решается их дальнейшая судьба. Местные социальные работники помогают им восстановить документы, оформить пенсию, устроиться в дом престарелых или найти родственников. Сейчас в центре находятся восемь человек.
Одинокую пенсионерку Валентину Николаевну сюда привели добрые люди. Ей 87 лет. Раньше она жила и работала инженером в Узбекистане. А 17 лет назад вернулась в Россию, в Санкт-Петербург. Сняла там жильё и работала то консьержкой, то посудомойщицей и ещё раздавала рекламные листовки на улицах города. А потом она попала в аварию и полгода провела в больнице... Сейчас женщина с трудом передвигается. Но находится под заботливым крылом сотрудников Православного приюта «Покровская община».
Сегодня проекту необходимо помощь в покупке продуктов. Чтобы накормить всех подопечных нужно около 28 000 рублей в месяц. Кроме этого, важно приобрести технику, которая позволит делать пюре для тех, кому сложно есть. Помочь приюту для бездомных людей «Покровская община», что в Санкт-Петербурге, можно на портале «Милосердие.RU».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов