— Так, в чём дело, почему борт не отправляем? А справка на собачку есть?
— Я положил её... представляете, в... это..
— Я спрашиваю, справка на собачку есть?
— Нет.
— Без справки нельзя.
— Скажите, а я могу оставить её... Я прилечу, заберу...
— У меня здесь что, зоопарк, цирк? Отправляем борт, отправляем!
Нештатная ситуация произошла в аэропорту. Пассажир зарубежного рейса потерял ветеринарную справку, дающую право на провоз животного в самолёте. Без документа симпатичную овчарку наотрез отказались брать на борт. А пассажиру нужно лететь. Его ждут срочные дела. И он... выпускает собаку прямо на лётное поле. Лайнер разгоняется по взлётной полосе, собака со всех ног бежит следом за ним. А когда самолёт взлетает, остаётся сидеть на асфальте и тихо скулит от горя. Художественный фильм «Пальма» берёт за душу с первых же кадров. Фрагмент из него мы с вами только что услышали.
Лента вышла на экраны в 2021 году, снял её режиссёр Александр Домогаров-младший при участии японских кинематографистов. В основу фильма легли реальные события, которые произошли в московском аэропорту «Внуково» в 1974 году. Оставленная хозяином собака несколько лет ждала его возвращения, встречая каждый приземляющийся самолёт. Об этом случае писали многие советские газеты, в аэропорт мешками приходили письма от неравнодушных людей. Собака стала своеобразным символом преданности и любви. Домогаров-младший решил вернуться к трогательной и драматической истории и воплотить её на экране, по-своему переосмыслив. В результате получилось пронзительное и светлое кино, которое учит состраданию и любви. «Это добрая история для всей семьи», — так характеризует свой фильм сам режиссёр. По его собственному признанию, в картине «Пальма» ему прежде всего хотелось поработать с чувствами и эмоциями, уделить внимание внутренним переживаниям героев.
Именно поэтому в картине переплетаются две сюжетные линии — история брошенной в аэропорту собаки и мальчика Коли, сына лётчика. У мальчика умерла мама, и отец, который бросил семью ещё до рождения, ребёнка, вынужден взять его к себе. Коля впервые видит отца, а тот не может найти общий язык с мальчиком. Между ними возникает стена отчуждённости. В одном из эпизодов мы становимся свидетелями эмоционального конфликта Коли с отцом. Мальчик предъявляет ему серьёзные обвинения.
— Не трогайте меня! Вы, вообще, кто такой? Я вас не знаю. Хоть раз приезжали ко мне, навещали меня? Подарки даже не отправляли мне.
— Так, я тебе сейчас скажу одну вещь, и мы тему закроем раз и навсегда. Подарки тебе дарила мама. А я ей ежемесячно для тебя деньги пересылал.
— Это делает вас моим папой?
— Представь себе, да!
— Я всё равно с тобой жить не буду. Я ненавижу тебя.
Растает ли лёд между отцом и сыном, и какую роль в этом сыграет собака, брошенная хозяином в аэропорту, мы узнаем, посмотрев добрый и тёплый фильм «Пальма». Он снят в мягких световых тонах, действие сопровождает чудесная музыка, которую специально для картины написали композиторы из России и Японии — Иван Бурляев и Ёсикуни Дотин. Роль мальчика Коли стала дебютной для 12-летнего Леонида Басова. Однако, по словам режиссёра, Лёня вёл себя на съёмочной площадке как настоящий профессионал. Но главной звездой фильма стала, безусловно, овчарка Лили́, сыгравшая Пальму. Домогаров-младший в своих интервью не устаёт восхищаться умом и тонкой работой четвероногой актрисы.
Рассуждая о том, какое послание заложено в его фильме, режиссёр говорит, что хотел показать, как работает принцип «бумеранга добра». Люди спасают собаку, а в результате собака спасает людей. Как такое возможно? Ответ на этот вопрос найдём в замечательной семейной картине «Пальма».
«Истоки и современность православной журналистики: личный путь». Николай Державин
У нас в гостях был заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Николай Державин.
Мы говорили с нашим гостем об истоках и современности православной журналистики, а также об особенностях работы комментатора праздничных богослужений в прямой трансляции.
«Социальная помощь людям в зонах военного конфликта». Наталья Савина
У нас в гостях была координатор социальной помощи в зоне конфликта Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Наталья Савина.
Наша гостья рассказала, как, устав работать с бумагами, она приняла решение ехать в зону военного конфликта и помогать там людям, с какими трудностями и опасностями пришлось при этом столкнуться и что помогало их преодолевать.
Я только пирожное доем. Светлана Бакулина
Несколько лет назад я впервые решила поститься. Тогда был конец ноября. 25 числа у меня день рождения, а 28 ноября начинается Рождественский пост.
И вот, наступает первый день поста. Я открываю холодильник и обнаруживаю в нём пирожные в красивой упаковке, ручной работы. Их подарила мне несколько дней назад подруга. А кроме них в холодильнике ничего нет. Выбор ограничен, а есть-то хочется сейчас.
Сразу вспомнила слова моих друзей: «Еда в посте — это не главное».
«Ну, раз не главное, значит можно начать поститься с завтрашнего дня, а сегодня хорошенько поесть» — подумала я и потянулась к коробке. Уже дернула её за ленточку и вдруг задумалась:
Нет. Наверное, пойду дойду до храма, спрошу у батюшки благословение: съесть пирожные, а потом начать поститься. Он мне наверняка скажет тоже, что и друзья. Но меня хотя бы совесть мучить не будет.
Пришла в храм. Встала в очередь на исповедь к знакомому священнику.
Когда подошла моя очередь, прямо спросила:
— Батюшка, благословите поститься с завтрашнего дня?
— А почему не с сегодняшнего? — поинтересовался священник.
Я стала объяснять:
— Мне подруга пирожные подарила вкусные на день рождения. Сама делала. А я съесть их не успела. Жалко, пропадут.
— Так ты поищи в холодильнике получше, может там ещё салат оливье остался и его заодно доешь.
— Ну, что вы смеетесь надо мной? Говорю же, я только пирожное доем и сразу начну поститься — продолжала настаивать я.
Священник был непреклонен и предложил мне самостоятельно определиться поститься или нет, а не искать компромиссов. Я продолжала спорить.
Он прервал мой монолог:
— Светлана, мы уже 15 минут с тобой говорим о пирожных. Это все, что ты хотела сказать на исповеди?
И тут я вспомнила, что за мной стоит ещё целая очередь людей, а я вместо того, чтобы назвать хоть один грех, уже несколько минут спорю, обижаюсь на священника и подбираю для себя оправдания. Я с сожалением наклонила голову и произнесла: «Господи, прости меня за все грехи, которые я совершила осознанно и неосознанно». Батюшка прочитал разрешительную молитву. И я пошла домой, чтобы, там обдумать какие же именно грехи я не назвала.
Осуждение, самооправдание, лень, несдержанность, обида, раздражение...
Лишь малая часть того, что я в себе обнаружила. Но этого было достаточно для того, чтобы открылись глаза на реальное состояние души, с которым я собралась вступить в пост.
Пирожные я отдала болящему ребенку подруги. Надо сказать, сейчас с благодарностью вспоминаю о них. Этот случай научил меня не искать послаблений, не лукавить, а просто взять и начать исправляться, быть внимательнее к духовной жизни.
Я пришла к выводу, что ограничения в еде во время поста, хоть и не главная его составляющая, но всё же важная. Она помогает переключить внимание с желаний физических на состояние духовное. Когда мы можем осознанно отказаться от чего-то вкусного, привычного, любимого, взамен обретаем навык воздержания, преодоления себя. Эти навыки помогли лично мне сформировать какую-то хотя бы небольшую внутреннюю дисциплину.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение