
— Так, в чём дело, почему борт не отправляем? А справка на собачку есть?
— Я положил её... представляете, в... это..
— Я спрашиваю, справка на собачку есть?
— Нет.
— Без справки нельзя.
— Скажите, а я могу оставить её... Я прилечу, заберу...
— У меня здесь что, зоопарк, цирк? Отправляем борт, отправляем!
Нештатная ситуация произошла в аэропорту. Пассажир зарубежного рейса потерял ветеринарную справку, дающую право на провоз животного в самолёте. Без документа симпатичную овчарку наотрез отказались брать на борт. А пассажиру нужно лететь. Его ждут срочные дела. И он... выпускает собаку прямо на лётное поле. Лайнер разгоняется по взлётной полосе, собака со всех ног бежит следом за ним. А когда самолёт взлетает, остаётся сидеть на асфальте и тихо скулит от горя. Художественный фильм «Пальма» берёт за душу с первых же кадров. Фрагмент из него мы с вами только что услышали.
Лента вышла на экраны в 2021 году, снял её режиссёр Александр Домогаров-младший при участии японских кинематографистов. В основу фильма легли реальные события, которые произошли в московском аэропорту «Внуково» в 1974 году. Оставленная хозяином собака несколько лет ждала его возвращения, встречая каждый приземляющийся самолёт. Об этом случае писали многие советские газеты, в аэропорт мешками приходили письма от неравнодушных людей. Собака стала своеобразным символом преданности и любви. Домогаров-младший решил вернуться к трогательной и драматической истории и воплотить её на экране, по-своему переосмыслив. В результате получилось пронзительное и светлое кино, которое учит состраданию и любви. «Это добрая история для всей семьи», — так характеризует свой фильм сам режиссёр. По его собственному признанию, в картине «Пальма» ему прежде всего хотелось поработать с чувствами и эмоциями, уделить внимание внутренним переживаниям героев.
Именно поэтому в картине переплетаются две сюжетные линии — история брошенной в аэропорту собаки и мальчика Коли, сына лётчика. У мальчика умерла мама, и отец, который бросил семью ещё до рождения, ребёнка, вынужден взять его к себе. Коля впервые видит отца, а тот не может найти общий язык с мальчиком. Между ними возникает стена отчуждённости. В одном из эпизодов мы становимся свидетелями эмоционального конфликта Коли с отцом. Мальчик предъявляет ему серьёзные обвинения.
— Не трогайте меня! Вы, вообще, кто такой? Я вас не знаю. Хоть раз приезжали ко мне, навещали меня? Подарки даже не отправляли мне.
— Так, я тебе сейчас скажу одну вещь, и мы тему закроем раз и навсегда. Подарки тебе дарила мама. А я ей ежемесячно для тебя деньги пересылал.
— Это делает вас моим папой?
— Представь себе, да!
— Я всё равно с тобой жить не буду. Я ненавижу тебя.
Растает ли лёд между отцом и сыном, и какую роль в этом сыграет собака, брошенная хозяином в аэропорту, мы узнаем, посмотрев добрый и тёплый фильм «Пальма». Он снят в мягких световых тонах, действие сопровождает чудесная музыка, которую специально для картины написали композиторы из России и Японии — Иван Бурляев и Ёсикуни Дотин. Роль мальчика Коли стала дебютной для 12-летнего Леонида Басова. Однако, по словам режиссёра, Лёня вёл себя на съёмочной площадке как настоящий профессионал. Но главной звездой фильма стала, безусловно, овчарка Лили́, сыгравшая Пальму. Домогаров-младший в своих интервью не устаёт восхищаться умом и тонкой работой четвероногой актрисы.
Рассуждая о том, какое послание заложено в его фильме, режиссёр говорит, что хотел показать, как работает принцип «бумеранга добра». Люди спасают собаку, а в результате собака спасает людей. Как такое возможно? Ответ на этот вопрос найдём в замечательной семейной картине «Пальма».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер