2 Пет., 68 зач., III, 1-18.
Глава 3.
1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.
5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Главная тема сегодняшнего чтения — это предупреждение о важности сохранения «чистого смысла» на фоне появившихся лжеучителей, которые подвергают критике и сомнению учение Христа о конце мира и завершении истории, Суде Божием и начале нового «эона», новой эпохи бытия, в котором «новые небо и новая земля», только на которых и «живёт правда Божия».
Апостол Пётр, со свойственной ему экспрессией, красочно описывает, как в День Господень «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». И далее апостол задаёт вопрос: если в этот День «воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» — то насколько непорочными должны быть христиане, чтобы устоять, выдержать это явление Бога во всей Его Силе и Славе? Ведь Суд, которому надлежит однажды произойти, — это не просто какой-то глобальный коcмический катаклизм, это своеобразные «вселенские роды» новой земли и нового неба — куда не войдёт ничто недолжное, греховное, противное Божественному замыслу. Тот, кто отрицает этот грядущий «момент Истины», выбивает из-под ног христианина твёрдую опору: ведь если не будет ни Суда, ни разделения на спасаемых и погибающих, тогда обессмысливается любой нравственный выбор человека!
Но если вернуться к «чистому смыслу», о котором говорит апостол в cамом начале сегоднящнего чтения, то в греческом тексте мы увидим, что использовано слово ειλικρινής — чистый, незапятнанный, искренний. Другими словами, это качество абсолютной прозрачности, незамутнённости: как хорошее зеркало в точности передаёт отражение, ничего не убавляя и не добавляя, так и верный Христу ученик только свидетельствует ту истину, которую получил от своего Небесного Учителя — Христа. И «опорные точки» для этой неповреждённой истины — записанные слова апостолов, и всё то, что впоследствии и составило канон Священного Писания Нового Завета.
Вот почему так важно не лениться регулярно читать Евангелие и послания апостолов: в них в сжатом виде заключены все основные истины христианского вероучения, оставленные нам в виде надёжных ориентиров. Куда бы ни увлекала нас мысль, какие бы ветры ни дули с разных сторон — если мы постоянно сверяем наши представления с текстом Писания, у нас есть надежда: в день Господень этот сохранённый «чистый смысл» будет верным залогом нашего спасения!
Борис Семёнов. «На зимнем перекрестке»
— Так вот он какой, Ирбит — маленький древний городок между Екатеринбургом и Тюменью. Спасибо тебе, Сергей, за интересную экскурсию. А за то, что привёл меня сюда, в музей изобразительных искусств — особая благодарность!
— Да полно, Андрей! Тебя, наверное, трудно удивить — живёшь в столице, столько произведений искусства повидал на своём веку.
— Повидал немало, отрицать не буду. И потому могу сказать уверенно — в здешней коллекции картин есть настоящие жемчужины. Взять хотя бы вот эту акварель Бориса Семёнова, «На зимнем перекрёстке».
— А что в ней особенного? Занесённый снегом город, хмурое небо. Основной цвет — серый...
— А ты приглядись повнимательней. Окунись в атмосферу, которую передал художник. Сумерки опускаются на город, уже включили фонари. Их череда вдоль дороги — словно гирлянда. Праздничными огоньками смотрятся и окна двухэтажных домов, и зелёный глаз светофора.
— Думаешь, это новый год?
— Совсем необязательно. Картина скорее говорит о том, что каждый день может дарить нам радость. Нужно лишь внимательно жить, уметь удивляться простым вещам. Тому, как могучий тополь полощет в небе ветвистую крону, или красный трамвай задорно звенит, прогоняя уныние.
— Трамвай на рисунке хорош! И дома мне здесь нравятся — старинная купеческая застройка. Интересно, что это за селение?
— Скорее всего, Екатеринбург. Точнее, Свердловск — именно так назывался город в годы жизни Бориса Семёнова. Он переехал в столицу Урала в 1938-ом.
— А родом художник откуда?
— Из Санкт-Петербурга. Хотя опять нужно сделать поправку — из Петрограда. Такое название было у города на Неве в 1917 году, когда Борис Семёнов появился на свет.
— А потом город стал Ленинградом.
— Верно. Ему, как и Свердловску, художник посвятил немало своих работ. Ещё он рисовал Москву и Ригу, где часто гостил у родственников. Во многих акварелях Бориса Семёнова легко узнаются черты того или иного города. Но рисунок «На зимнем перекрёстке» — это пейзаж настроения. Здесь важно не сходство, а тёплое впечатление, что перед тобой — родной уголок. У каждого человека он свой...
— Передать настроение — особый талант!
— И тем более с помощью акварели. Эта краска не даёт права на ошибку. Любое исправление оборачивается грязью на бумаге.
— Рисунок Бориса Семёнова чист и прозрачен. При этом детали переданы безупречно. Как художнику удалось настолько овладеть сложной техникой?
— Мне кажется, это сродни чуду. В начале своего творческого пути Семёнов писал картины маслом. Он занимался оформлением Свердловска к праздникам, делал заводские зарисовки. Его первые работы никого не впечатляли. А в какой-то момент Борис Александрович попробовал себя в новом жанре — и поразил всех! Он начал создавать настоящие шедевры!
— Может быть, художник и тематику поменял?
— Нет, дело не в этом. Семёнов по-прежнему посвящал свои работы производству, у него есть целая акварельная серия «Урал индустриальный». И там даже заводские трубы выглядят нежно и лирично. В рисунках дышит жизнь, чувствуется настроение, угадываются судьбы.
— В чём же секрет такого преображения?
— Может быть, в том, что акварель не терпит жёстких методик, учит доверять вдохновению. А что это, как ни помощь Божия в творчестве? Когда Борис Семёнов усвоил эту науку, само течение будней стало для него радужным, акварельным — удивительным. Картина «На зимнем перекрёстке» — одно из мгновений в светлом потоке дней.
Картину Бориса Семёнова «На зимнем перекрёстке» можно увидеть в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Бог есть. Анна Тумаркина
Я родилась и выросла в атеистической семье. В детском саду и школе нам, детям, о Боге ничего не говорили. Но в детских сказках и поучительных рассказах периодически возникал образ некоего Высшего Существа, создателя Земли, которого называли то «Бог», то «Господь». И я, пятилетняя девочка, захотела спросить у отца:
— Папа, Бог создал нашу Землю, а кто создал Бога?
Почему-то вопрос о создании Земли для меня был как-бы уже решен. Папа разрешил мои сомнения, но очень неожиданно:
— Кто тебе сказал, что Бог создал нашу Землю? Бога нет!
Я не на шутку удивилась. Мы очень долго и очень подробно говорили с отцом о существовании, вернее, о несуществовании Высшей Силы. Отец настаивал на том, что если бы Создатель существовал, Он не допустил бы жестокости и насилия. Припомнил, что Гагарин в Космос летал, а Бога не видел. Все эти аргументы хорошо известны, особенно тем, кто родился в СССР.
Я поверила отцу. Но не успокоилась. Мой интерес к Богу просто поменял знак с плюса на минус: я стала буквально воинствующей атеисткой. Всех, кого только можно, я с пристрастием допрашивала:
— Ты веришь в Бога?
И если мне отвечали положительно, разворачивала такую антирелигиозную пропаганду, что и советскому журналу «Безбожник» не снилось. Но это на людях. А наедине с собой я словно сама себя убеждала: «Бога нет, потому что...» И так каждый день.
Тем временем СССР распался и люди отчаянно бросились на поиски Бога: кто в Православии, кто в других традиционных религиях, а кто и в сектах. Словно приученные к дефициту, хватали первое, что попадется: вдруг завтра вера снова будет под запретом? На радио и телевидении появилось множество религиозных программ. В продаже появились Библия, Евангелие.
Моя тетя, в прошлом образцовая атеистка, пламенная комсомолка, всерьез уверовала и крестилась. Как же я ее укоряла! Как же мы с ней спорили: до криков, почти до оскорблений доходило с моей стороны. И в то же время ... Как же я ей... завидовала. Завидовала, сама не знаю, чему. Возможно, чувствовала, что там, в красивом здании с позолоченными куполами, которое она посещала раз в неделю, происходит нечто удивительное, что мне не дано. Зависть не давала покоя. Словно раскручивала какой-то внутренний вихрь, заставляя самой себе твердить: «Бога нет! Бога нет!» Я повторяла это вслух, когда оставалась дома одна, пока никто не видит и не слышит.
Все убеждала, убеждала себя, но чем дальше, тем больше понимала: себя не обманешь. Я больше не могу не верить. Борьба с Богом — борьба с истиной. И вот, по обыкновению оставшись дома одна, вдруг громко, неожиданно выкрикнула: «Бог есть!»
Я сама себя испугалась. Но как же мне стало хорошо! Светло и спокойно. Не нужно было больше ничего доказывать, ни себе, ни окружающим. Зависти к моей верующей тете и след простыл, на ее месте возникло чувство счастливого единения и совместной причастности большой и радостной тайне.
Ни секунды не смущали все известные мне доводы против. Я прочувствовала, прожила сердцем, душой, разумом: Бог есть! Это собственно, и было начало моего пути ко Христу.
Прошло много лет. Дорога в Церковь не была ни гладкой, ни краткой. Не раз и не два я разочаровывалась и отступала. Потом каялась и хваталась за веру, как за спасательный круг. Все для того, чтобы в 26 лет принять Православное Крещение и успокоиться. Больше не за чем в чем-то убеждать или разубеждать себя и других. Можно просто выдохнуть и с полной уверенностью засвидетельствовать: Бог есть.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Неупиваемая Чаша. Яна Зотова
Волей Всевышнего мы с подругой очутились однажды на молебне у чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» в городе Серпухове. Прямо в день празднования этого образа Пресвятой Девы Марии. Разумеется, народу было очень много. Перед этой иконой молятся об исцелении от недуга пьянства и подобных зависимостей. Много исцелений даровал Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, и много людей идут к Ней за помощью.
Вот и в этот солнечный день храм был наполнен людьми. Одни шли благодарить, другие просить. По моим наблюдениям чаще приходят родные просить об исцелении своих близких зависимых. Сами зависимые страждущие приходят реже.
Вдруг мы с подругой почувствовали характерный запах, вернее букет неприятных запахов от человека, который вошел в храм и встал за нами. Оглянувшись, мы окинули его недовольным взглядом, но тут же переглянулись между собой — нам внезапно стало неловко за такую реакцию.
Без слов мы поняли, что чувствуем одно и тоже. В нашем взгляде было осуждение. Осуждение! Не любовь, не сострадание, а осуждение! Как же хорошо, что он нашел в себе силы прийти сюда! Как трудно ему было это сделать. Нам ведь неизвестно, какие причины довели человека до такого состояния, более того. Никто не застрахован от такого.
Очень надеюсь, тот мужчина не успел заметить нашего недовольства. Ппосле этого случая стараюсь не спешить реагировать, если что-то не нравится. Ой, Господи, прости нас, грешных и помоги ему!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение