
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Когда мы задумываемся о Боге, то нередко представляем себе, что Он в Своём отношении к нам ориентируется на наше состояние и наши поступки. К хорошим относится хорошо, а к плохим плохо, добрых награждает, а злых наказывает. В этой схеме всё кажется понятным и простым, кроме самого главного... Мы знаем, чего Он от нас ждёт, но не знаем, как всё это воплотить в жизнь. То есть формально мы много можем об этом рассказать, но ведь Бог ждёт от нас не рассказов, Он ждёт от нас жизни.
Но действительно ли отношение Бога меняется к нам в зависимости от нашего поведения? Так же скажем, меняется наше отношение к людям, когда они поступают хорошо или плохо. На первый взгляд, сегодняшний текст позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. Обращаясь к Тимофею, апостол Павел пишет, что, вступая с Иисусом Христом в завет, мы оказываемся связаны настолько тесно, что Его жизнь становится нашей жизнью. Если мы умерли с Ним, с Ним и оживём, то есть не просто воскреснем, но останемся связаны со Христом, как части Его тела. Как же можно было умереть вместе с Ним, если Он уже умер, когда-то однажды и воскрес и даже вознёсся? Для апостола в этом нет сложности, потому что он называет смертью со Христом крещение, то есть умирание ветхого греховного человека. Конечно, это умирание даётся не просто фактом крещения, не только духовным выбором, но и реальными делами, почему апостол и пишет: «если терпим, то с Ним и царствовать будем». Здесь слово «терпение» означает стойкость в том, чтобы переносить испытания. Напротив, если реальных дел нет, если нет терпения и стойкости, Христос не держит нас насильно, и если мы отрекаемся от Него, то и Он отрекается от Нас.
Звучит это, конечно, жутко. Как это отрекается? Неужели если мы проявили слабость, если не выдержали испытания и отреклись от Спасителя, то и Он отрекается от нас и скажет, что не знает нас? Можем ли мы представить себе такое в нашей жизни? Например, ребёнок вырастает и бунтует или даже просто выбирает плохой путь и отрекается от родителей? Неужели это непременно означает, что отец или мать от него отрекутся? Конечно, нет. Неужели же Бог, который умер за нас по своему человечеству, строже к нам, чем наши собственные родители? Не строже, напротив, Он любит нас ещё больше. Только для нас, людей, свойственна любовь собственническая. Если мы любим, мы говорим — это мой, моя, моё... Но Бог знает, что Он имеет дело со свободной личностью и не называет Своим того, кто этого не хочет. Бог создаёт нас для любви и общения, но настоящая любовь не может быть насильственной, а настоящее общение односторонним. И если мы закрываем двери своего сердца, Он не вламывается в него силой.
Да, в своей собственнической любви мы не отрекаемся, но, чего уж греха таить, зачастую меняем своё отношение. Мы обижаемся на неблагодарность, на то, что от нас отвернулись, не оценили. Однако в отличие от нас, Бог своего отношения не меняет. Апостол завершает ряд сравнений человека с Богом удивительными словами: если же мы не верны, Он остаётся верен... Верен Себе и Своей любви к нам.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема