
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Когда мы задумываемся о Боге, то нередко представляем себе, что Он в Своём отношении к нам ориентируется на наше состояние и наши поступки. К хорошим относится хорошо, а к плохим плохо, добрых награждает, а злых наказывает. В этой схеме всё кажется понятным и простым, кроме самого главного... Мы знаем, чего Он от нас ждёт, но не знаем, как всё это воплотить в жизнь. То есть формально мы много можем об этом рассказать, но ведь Бог ждёт от нас не рассказов, Он ждёт от нас жизни.
Но действительно ли отношение Бога меняется к нам в зависимости от нашего поведения? Так же скажем, меняется наше отношение к людям, когда они поступают хорошо или плохо. На первый взгляд, сегодняшний текст позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. Обращаясь к Тимофею, апостол Павел пишет, что, вступая с Иисусом Христом в завет, мы оказываемся связаны настолько тесно, что Его жизнь становится нашей жизнью. Если мы умерли с Ним, с Ним и оживём, то есть не просто воскреснем, но останемся связаны со Христом, как части Его тела. Как же можно было умереть вместе с Ним, если Он уже умер, когда-то однажды и воскрес и даже вознёсся? Для апостола в этом нет сложности, потому что он называет смертью со Христом крещение, то есть умирание ветхого греховного человека. Конечно, это умирание даётся не просто фактом крещения, не только духовным выбором, но и реальными делами, почему апостол и пишет: «если терпим, то с Ним и царствовать будем». Здесь слово «терпение» означает стойкость в том, чтобы переносить испытания. Напротив, если реальных дел нет, если нет терпения и стойкости, Христос не держит нас насильно, и если мы отрекаемся от Него, то и Он отрекается от Нас.
Звучит это, конечно, жутко. Как это отрекается? Неужели если мы проявили слабость, если не выдержали испытания и отреклись от Спасителя, то и Он отрекается от нас и скажет, что не знает нас? Можем ли мы представить себе такое в нашей жизни? Например, ребёнок вырастает и бунтует или даже просто выбирает плохой путь и отрекается от родителей? Неужели это непременно означает, что отец или мать от него отрекутся? Конечно, нет. Неужели же Бог, который умер за нас по своему человечеству, строже к нам, чем наши собственные родители? Не строже, напротив, Он любит нас ещё больше. Только для нас, людей, свойственна любовь собственническая. Если мы любим, мы говорим — это мой, моя, моё... Но Бог знает, что Он имеет дело со свободной личностью и не называет Своим того, кто этого не хочет. Бог создаёт нас для любви и общения, но настоящая любовь не может быть насильственной, а настоящее общение односторонним. И если мы закрываем двери своего сердца, Он не вламывается в него силой.
Да, в своей собственнической любви мы не отрекаемся, но, чего уж греха таить, зачастую меняем своё отношение. Мы обижаемся на неблагодарность, на то, что от нас отвернулись, не оценили. Однако в отличие от нас, Бог своего отношения не меняет. Апостол завершает ряд сравнений человека с Богом удивительными словами: если же мы не верны, Он остаётся верен... Верен Себе и Своей любви к нам.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.