2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой начало второго соборного послания апостола Петра. В традиционном приветствии апостол называет себя одновременно рабом и апостолом Христовым, так что может показаться, что он совмещает нечто несовместимое. Ведь раб — это практически вещь, которую хозяин может использовать по своему усмотрению, а апостол — это посланник, которому доверили миссию проповеди. Будет ли успешной миссия рабов? Или всё же свободные люди лучше услышат её из уст свободных же людей? На самом деле последнее, конечно, верно и в этом смысле рабство, о котором говорит апостол, — это рабство особенного рода. Ведь Сам Христос пришёл, чтобы дать свободу и указать на истинный смысл человеческого достоинства. При этом интересно, что апостол желает ученикам благодати и мира, которые должны умножиться в познании Бога и Господа Иисуса Христа.
Казалось бы, человек желает помощи от Бога и не знает, как её получить. Ответ апостола очевиден: благодать умножается вместе с миром и происходит это тогда, когда человек стремится к познанию Бога. Ведь благодать — это не электроэнергия, которую можно использовать для самых разных целей. Благодать подаётся тем, кто стремится к исцелению и обновлению человеческих отношений, поэтому апостол упоминает вместе с ней мир. Ведь где пребывает Бог — там нет места ненависти и вражде. Да, там может быть боль, могут быть страдания, ведь мир лежит во зле. Но благодать и мир как раз и посылаются для того, чтобы боль и страдания закончились, чтобы человек получил исцеление. Причём посылаются они не просто по первому требованию, но в ответ на стремление познать Бога, то есть открыть для себя Его замысел и Его волю.
Мы слышим это и даже слова нам могут быть понятны, но при этом, будем честными, для нас они звучат как какая-то высокая богословская теория. Нам кажется, о каком познании божественной жизни может идти речь, когда мы не знаем и не можем элементарного: как владеть собой, прощать обиды, радоваться чужому счастью. И всё же Бог не сообщил нам ничего, что было бы для нас чем-то совершенно запредельным и недостижимым. Здесь главное расслышать динамичность, на которую указывает апостол, ведь христианство — это путь к совершенству, а не только его конечная точка, под которой апостол подразумевает «причастность Божественному естеству».
Задумываясь о том, как подобное возможно, Отцы Церкви указывали на тайну Христа, в Котором Сам Бог стал таким же, как мы, чтобы мы могли стать такими, как Он. Более того, для апостола очевидно, что Бог даёт нам свои силы для того, чтобы мы вели правильную жизнь и удалялись от греха. И опять обращение к тексту апостола Петра удивляет нас и сам этот текст воспринимается как странное соединение разных регистров: божественная жизнь и воздержание от грехов — неужели это вообще как-то соединимо? Однако для апостола это является главным тезисом: божественная жизнь достижима, потому что в ответ на наши земные усилия Бог отвечает очень щедро. В жизни человека вера неразрывно связана с добродетелью, рассудительностью, воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью. И мы верим, что жизнь того, кто искренне стремится подняться по этой лестнице, никогда не останется бесплодной.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Ко времени Рождества Христова религия и культура языческого Средиземноморья катастрофически деградировали. И спасти этот умирающий мир смогло только христианство, проповедниками которого стали святые апостолы. Прежде всего, апостол Павел. Среди просвещённых Павлом язычников оказались и галаты, которым апостол направил послание, вошедшее впоследствии в состав Библии. Отрывок из пятой и шестой глав послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Первый век по Рождестве Христовом оказался для греко-римской цивилизации временем самого настоящего перелома. Античная культура, философия, этика достигли апогея развития, исчерпав все внутренние ресурсы. Язычество древних римлян и эллинов в какой-то момент оказалось похожим на величественную, но совершенно беспомощную статую Ники Самофракийской, лишённой головы и рук.
Прежде уверенные в себе римские государство и общество стали постепенно утрачивать прежние позиции, а возраставшие сомнения в правильности избранного пути стремились заглушить порочными удовольствиями. Тем более, что никакого внешнего авторитета для тогдашних язычников, по сути, не существовало. Античные язычники массово переставали верить в своих богов. Мифы о них воспринимали как какие-то детские сказки.
Видимо, таков был промысел Божий, что именно в период начавшейся деградации античной языческой культуры, в Римской империи зародилась принципиально новая религия — христианство. И её проповедники, святые апостолы, решили рассказать о жизни и учении Иисуса Христа не только иудеям, но и идолопоклонникам. Особенное рвение в проповеди язычникам проявил апостол Павел. Он совершил несколько продолжительных путешествий по Римской империи, посетив, в том числе, и Галатию — область, населенную потомками насильственно перемещённых в Малую Азию галлов.
Апостол Павел многих галатов обратил в христианство и затем трепетно заботился о судьбе основанной им Галатийской церкви. Павел даже составил обширное послание, в котором объясняет галатам главные принципы христианской веры, чётко обозначая отличия Евангелия от языческих заблуждений.
Апостол Павел прекрасно понимал, что прежние убеждения могут притягивать галатов, а потому призывает своих первоначальных читателей решительно порвать с языческим прошлым, не ностальгировать по нему. И вместо ненужных размышлений о безвозвратно ушедших временах апостол просит галатов заняться укреплением важнейших христианских добродетелей. Они перечисляются в сегодняшнем чтении. Это: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Все перечисленные добродетели источником своим имеют Бога, но появиться в жизни отдельно взятого христианина могут только в результате искреннего и преданного исполнения заповедей Спасителя. В результате христианин наделяется силами бороться с пороками, а взамен получает светлое, радостное состояние души. Но духовная жизнь не предполагает исключительно заботу о своём личном состоянии. Церковь, основанная Христом, представляет собой общность светлых и милосердных людей.
И апостол Павел призывает галатов-христиан относиться к окружающим (и членам Церкви, и язычникам) с добротой и терпением, исправлять чужие ошибки без зазнайства, деликатно. Ведь очень легко стать горделивым фарисеем. Достаточно только поверить в свою уникальность и духовность. Поэтому апостол Павел советует и галатам, и нам с вами не превозноситься, не раздражаться, но руководствоваться таким принципом: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем закупить дрова для одиноких пенсионеров
Есть люди, которые ждут зимы — её морозных узоров на окнах и пушистого снега — с особой радостью. А кто-то готовится к приходу холодов с тревогой. Среди них много одиноких пенсионеров, живущих в домах с печным отоплением в отдалённых деревнях и сёлах. Чтобы запастить достаточными количеством дров на весь холодный сезон, бабушкам и дедушкам необходимо отложить 2-3 пенсии. Но порой сделать это просто невозможно. Ведь нужно ещё покупать еду, лекарства и не только. Чтобы пожилые люди не стояли перед трудным выбором: недоедать или мёрзнуть, фонд «Старость в радость» приходит им на помощь, передавая самое необходимое, в том числе дрова.
70-летняя пенсионерка Нина Ивановна из Республики Марий Эл, одна из подопечных фонда. Когда-то у неё были муж и сын — но в живых никого не осталось. Живёт одинокая бабуля в старом деревянном доме. Чтобы поддерживать в нём тепло, нужно много дров, а ресурсов на это не хватает. Поэтому Нина Ивановна ходит по дому в пальто и валенках. Другая подопечная, её землячка — Татьяна Николаевна, тоже с большим трудом переживает каждую зиму. Супруг умер, помощников рядом нет, вот женщина и справляться со всеми заботами одна, как может.
К счастью, Татьяне Николаевне и Нине Ивановне, больше не придётся мёрзнуть. Ведь команда фонда «Старость в радость» взяла их и сотни других пенсионеров из российской глубинки под своё заботливое крыло.
Чтобы обеспечить всех подопечных нужным количеством дров на зиму, проект «Старость в радость» при поддержке фонда «Мои друзья» открыл сбор средств. И если вы хотите поучаствовать в этом большом добром деле и подарить людям тепло, переходите на сайт: моидрузья.орг, в раздел «Нужна помощь», и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сладкие подарки к Рождеству для малоимущих семей из Свердловской области
У Алсу Поповой четверо детей: младшему Артёмке нет ещё и двух лет, самому старшему Никите — 13. Семья живёт в Свердловской области. Мама растит ребят одна. Чтобы всех одеть и прокормить она содержит небольшой огород и подрабатывает — всё лето собирает в лесу и продаёт грибы и ягоды. Раньше у семьи Поповых было большое хозяйство: поросята и бычки. Однако в пандемию мясо на продажу перестали принимать, и скотину пришлось распродать. Тогда Алсу и стала собирать лесные дары.
За брусникой и клюквой женщине приходится идти в болотистые места, где не редко встречается змеи, а однажды Алсу столкнулась в лесу с медведем. Но она всё равно рада, что есть возможность содержать большую семью.
В зимнее время женщина продаёт всё, что удалось набрать за тёплый сезон: замороженные ягоды, грибную икру собственного производства, и овощи с огорода.
В самые трудные дни, когда Алсу не могла работать, она обращалась за помощью в благотворительный фонд «Ковчег». Проект действует при Отделе социального служения Нижнетагильской епархии. Фонд регулярно передавал для Алсу и её детей — еду, одежду, обувь и памперсы. Благодаря этому семья пережила трудный период.
Сейчас самым необходимым дети обеспечены. А вот на совместный увлекательный досуг и подарки денег уже не хватает.
Чтобы поддержать такие семьи и подарить им радость, фонд «Ковчег» уже третий год проводит большой детский праздник на Рождество Христово. Этой зимой 600 ребятишек из Нижнего Тагила и ближайших районов смогут окунуться в рождественскую сказку. Но чтобы праздник действительно удался, важно закупить для детей сладкие подарки.
Сбор на них открыт на сайте miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь». Присоединяйтесь к доброму делу и подарите радость детям из малоимущих семей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов