1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол наставляет Тимофея в том, каким должно быть его епископское служение. Некоторые из слов, которые мы услышали, размещаются на обратной стороне священнического креста, потому что священник, вслед за епископом должен быть образцом для остальных христиан.
Впрочем, чтобы понять, на что именно в словах апостола Церковь предлагает нам обратить особое внимание, стоит вспомнить, что это чтение специально читается параллельно с евангельским отрывком о Закхее. Многие знают, что он был мытарем, которому было интересно, кто такой Иисус, о котором все говорят, однако в итоге он не только увидел Учителя, но даже принял Его в своём доме... И не только принял в доме, но и покаялся в грехах, полностью изменив свою жизнь. Если мы задумаемся над тем, что стало поводом к этому изменению, мы поймём, что речь должна идти об открытости и расположенности к нему Самого Христа. Именно Он, Его доброе отношение и готовность к общению позволили Закхею сделать первый шаг.
Что же мы слышим в словах апостола? О чём он говорит Тимофею? Он утверждает, что весь их пастырский труд оправдан тем, что Сам Бог — спаситель всех людей и особенно верных.
Обратившись к истории Закхея, можно вспомнить, как все возмущались тем, что Иисус, человек безукоризненной праведности, зашёл в дом к грешному человеку. Впрочем, никто не стал бы возмущаться, если бы все понимали, что Иисусу, как воплотившемуся Богу, нужны все, ведь Он пришел, чтобы спасти всех. Так жил и действовал Он Сам, так жил и действовал апостол Павел и его ученик Тимофей, так призваны жить все мы, ведь нет никого, кем можно было бы пренебречь.
Подобный подход к людям невероятно сложен, потому что на личность давит вся традиция человеческих отношений. Общаются с сильным, с богатым, с успешным, и отворачиваются от слабого, беспомощного, несчастного. Выбирая сторону этих последних, верующий человек ставит себя в уязвимое положение, как поставил себя Тимофей, которому апостол Павел пишет так: «никто да не пренебрегает юностью твоей». Молодой глава Ефесской общины, конечно, мог подвергаться самым разным упрёкам, но как он сам себя должен был себя воспринимать? Как пример для подражания. При этом, естественно, Тимофей понимал, что, как и любой человек, он несовершенен, но это было делом его внутренней духовной жизни. Внешне же, он для всех должен был являть собой ученика Христова, никем не пренебрегая.
Иногда мы думаем, что некоторые наши встречи неважны и есть те, перед кем можно расслабиться и позволить себе быть что называется обычным человеком. Но в том то и дело, что быть учеником Христа — это не просто ходить в храм, не просто читать молитвы или соблюдать посты... это согласиться с Ним всем своим существом и это согласие являть в своей обычной жизни.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен