1 Кор., 151 зач., XII, 7-11.
Глава 12.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с удивительных слов апостола: «каждому даётся проявление Духа на пользу». Обратившись к контексту, мы понимаем, что апостол пишет коринфской общине и говорит о дарах Святого Духа, которые проявляются через верующих во Христа. Когда-то Святой Дух сошёл на апостолов в день Пятидесятницы, потом сходил при возложении рук на их учеников, и сегодня подаётся каждому верующему в таинстве миропомазания. На первый взгляд всё просто, пока мы не задумываемся о собственном месте в этом повествовании, о том, как оно относится к нам лично.
При таком вдумчивом подходе мы можем споткнуться уже о первое слово и задуматься, что значит каждому? Формально всё понятно, если ты миропомазан, а миропомазаны все люди, которые были крещены священником, значит, и тебе дано проявление Духа. Но разве мы не привыкли делить людей на тех, в ком есть благодать и тех, в ком её нет или она не проявляется? Привыкли, конечно. От самых разных людей в церкви можно услышать подобные выражения. Апостол же говорит нечто совершенно противоположное. Он знает, что у людей в Церкви есть разные служения, но они оказываются проявлением одного и того же Духа, который дан всем и дан на пользу. Причём греческое выражение, которое переведено как «на пользу», имеет значение всеобщности, то есть речь идёт о проявлениях Духа на благо всем членам общины. Дух Святой — не волшебный помощник из сказки, который приносит пользу хозяину, Он как Бог присутствует в верующих Своей благодатью и это присутствие проявляется в разных служениях, которые совершаются для пользы всей общины. И каждый человек, ставший в своё время учеником Христа, может задуматься о себе лично: что слова апостола значат для меня? Это ещё одно обязательство на мою шею или повод к надежде? Кто я в Церкви? Только потребитель чьих-то усилий или у меня есть в ней собственное место, и я участвую в её жизни? Надо сказать, что во все времена встречался и тот и другой подход. Одни приходили ко Христу и ждали от Него, что Он нечто им сделает, подаст, устроит... Другие приходили, потому что чувствовали, что они нужны, понимали, что обретают в этом смысл жизни. Кажется, людей можно было бы разделить на потребителей и жертвенных, но эти качества есть в каждом из нас, просто в большей или меньшей степени. Прекрасно это понимая, апостол не вносит в общину никаких разделений. Для кого-то слова о проявлениях Духа выглядят как поручение, для кого-то как возможность... Одного они пугают ответственностью, а в другого вселяют надежду, но главное в том, что они призывают нас задуматься, как и для чего мы живём в Церкви.
Наконец, для апостола важно, что Дух, присутствие Которого проявляется в нас по-разному, действует по Своему усмотрению, как Ему угодно. Бог знает нас и посылает нам те дары, которые раскроются в нас наилучшим образом. Мы же со своей стороны призваны проявить смирение перед Ним, ведь именно в принятии от Бога Его даров, в осуществлении призвания, которое Он посылает, для нас заключается цель христианской жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.