1 Кор., 151 зач., XII, 7-11.
Глава 12.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с удивительных слов апостола: «каждому даётся проявление Духа на пользу». Обратившись к контексту, мы понимаем, что апостол пишет коринфской общине и говорит о дарах Святого Духа, которые проявляются через верующих во Христа. Когда-то Святой Дух сошёл на апостолов в день Пятидесятницы, потом сходил при возложении рук на их учеников, и сегодня подаётся каждому верующему в таинстве миропомазания. На первый взгляд всё просто, пока мы не задумываемся о собственном месте в этом повествовании, о том, как оно относится к нам лично.
При таком вдумчивом подходе мы можем споткнуться уже о первое слово и задуматься, что значит каждому? Формально всё понятно, если ты миропомазан, а миропомазаны все люди, которые были крещены священником, значит, и тебе дано проявление Духа. Но разве мы не привыкли делить людей на тех, в ком есть благодать и тех, в ком её нет или она не проявляется? Привыкли, конечно. От самых разных людей в церкви можно услышать подобные выражения. Апостол же говорит нечто совершенно противоположное. Он знает, что у людей в Церкви есть разные служения, но они оказываются проявлением одного и того же Духа, который дан всем и дан на пользу. Причём греческое выражение, которое переведено как «на пользу», имеет значение всеобщности, то есть речь идёт о проявлениях Духа на благо всем членам общины. Дух Святой — не волшебный помощник из сказки, который приносит пользу хозяину, Он как Бог присутствует в верующих Своей благодатью и это присутствие проявляется в разных служениях, которые совершаются для пользы всей общины. И каждый человек, ставший в своё время учеником Христа, может задуматься о себе лично: что слова апостола значат для меня? Это ещё одно обязательство на мою шею или повод к надежде? Кто я в Церкви? Только потребитель чьих-то усилий или у меня есть в ней собственное место, и я участвую в её жизни? Надо сказать, что во все времена встречался и тот и другой подход. Одни приходили ко Христу и ждали от Него, что Он нечто им сделает, подаст, устроит... Другие приходили, потому что чувствовали, что они нужны, понимали, что обретают в этом смысл жизни. Кажется, людей можно было бы разделить на потребителей и жертвенных, но эти качества есть в каждом из нас, просто в большей или меньшей степени. Прекрасно это понимая, апостол не вносит в общину никаких разделений. Для кого-то слова о проявлениях Духа выглядят как поручение, для кого-то как возможность... Одного они пугают ответственностью, а в другого вселяют надежду, но главное в том, что они призывают нас задуматься, как и для чего мы живём в Церкви.
Наконец, для апостола важно, что Дух, присутствие Которого проявляется в нас по-разному, действует по Своему усмотрению, как Ему угодно. Бог знает нас и посылает нам те дары, которые раскроются в нас наилучшим образом. Мы же со своей стороны призваны проявить смирение перед Ним, ведь именно в принятии от Бога Его даров, в осуществлении призвания, которое Он посылает, для нас заключается цель христианской жизни.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов