Кол., 254 зач., II, 8-12.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, следует знать, что умы христиан города Колоссы были взволнованны каким-то учением, которое вступало в резкое противоречие с Евангелием и грозило разрушить Церковь. Что это было за лжеучение мы можем только догадываться. Однако именно в связи с ним апостол Павел и пишет своё послание.
Из более широко контекста отрывка мы знаем об основных положениях учения еретиков. Они говорили о том, что для спасения веры в одного Христа недостаточно. Необходимо служить и другим небесным силам, которые также, как и Иисус, являются посредниками между Богом и человеком. Кроме того, для спасения, по их мнению, необходимо было обладать некими тайными знаниями, которые Павел и называет философией. То есть им недостаточно было того, о чём говорится в Евангелии. Их не устраивало то, что это слишком просто и доступно даже необразованному человеку. Также для спасения было нужно, с их точки зрения, принять определенную астрологическую систему. Каждое небесное тело отождествлялось у них с тем или иным духом вселенной; эти духи оказывают влияние на людей, а потому тот, кто идёт к Богу, должен вступать с ними в контакт, чтобы его путь был успешен. Кроме того, еретики настаивали на значимости обрезания и необходимости аскетического подвига для спасения. Исследователи-библеисты говорят, что их учение было гремучей смесью иудаизма и гностицизма, особой разновидности греческой философии, замешанной на мистике.
Апостол Павел выступает против этого учения. В защиту чистоты веры он, по сути, предлагает всего лишь один аргумент: Христос пришёл не усложнить путь человека к Богу, а сделать Его проще. И в этом смысле простота Евангелия максимальная. Его может понять даже ребёнок. Говоря иначе, это не хитромудрый философский или богословский трактат, это инструкция. И вся сложность Евангелия заключается лишь в том, что нужно совершать конкретные поступки. А, согласитесь, это делать всегда сложнее, чем размышлять, фантазировать и решать в уме даже самые сложные теоретические задачи. И тем сложнее, чем больше нам приходится переступать через своё больное самолюбие. А Евангелие всё именно об этом. Христос предлагает нам всего лишь две задачи, которые мы должны решать на ежедневной основе: первая — отказаться играть роль всемогущего Бога для себя и окружающих и поставить в центр своей жизни Творца, вторая — поставить в центр своей жизни другого человека вопреки собственным амбициям. Всё Евангелие только об этом. А потому обретает путь в Царство Небесное не тот, кто получил степень доктора богословии или философии и знает каждую букву и даже закорючку Евангельского текста, а тот, кто нашёл в себе силы и решимость довериться тому призыву, который мы видим на этих страницах, задвинуть себя и свои интересы на второй план, переступить свой опухший эгоизм и начать совершать те поступки по отношению к окружающим, которые он раньше не совершал, и следовать тому примеру, который нам показал Сам Господь и Его верные апостолы.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.