
Апостол Павел
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Слово «символ» часто используется нами в приниженном смысле. Желая, например, подчеркнуть незначительность чьего-то поступка, мы говорим — он проявил себя чисто символически. То есть никак. Стоит вспомнить также выражение «символическая зарплата». Что означает следующее — человеку лишь обозначили денежное вознаграждение за проделанный труд, но не оплатили его полностью.
Вот бы удивились античные греки, если бы узнали, как мы относимся к символам! Ведь для них символ как раз был чем-то вполне существенным, осязаемым и очень значимым. Первоначально данное явление имело отношение к торговле. Причём чаще всего — к очень крупным сделкам. Символом в древние времена называли разделённую на две части статуэтку. Каждую из частей имел при себе представитель одной из сторон торговой операции. Сложив половинки статуэтки вместе, торговцы опознавали друг в друге покупателя и продавца.
Впоследствии понятие символ перешло из области быта в сферу философии, начав обозначать осязаемый образ абстрактных или духовных вещей. У еврейской религиозной традиции был свой набор символов. Вернее — только по прошествии веков стало понятно, что главные святыни избранного народа, это именно символы, а не самоценные предметы. Об этом, в частности, говорит апостол Павел в прозвучавшем отрывке из послания к Евреям — то есть к принявшим христианское крещение иудеям, преимущественно жителям Иерусалима.
Апостол рассуждает об устройстве скинии и храма Соломона, а затем вспоминает также о ковчеге завета — богато украшенном ларце, где находились скрижали с 10 заповедями, расцветший жезл праотца Аарона и чаша с манной. Ковчег был утрачен во время вторжения войск Навуходоносора, но память о ковчеге всё же бережно хранилась иудеями. Дело в том, что Иерусалимский храм вместе со своими святынями был настоящей опорой для еврейского национального самосознания. И вот, оказывается, данный пласт религиозной традиции являлся символом грядущего служения Христа Спасителя.
Жертвоприношения, которые совершались в рамках храмового богослужения, указывали на Голгофскую казнь Спасителя. Ежегодный обряд вхождения первосвященника во Святое святых — главную часть храма — символизировал собой воскресение и вознесение Христа, открывшего человечеству Царство Небесное. Наконец, ковчег завета представлял собой символ Богородицы Марии. Как ковчег хранил в себе великие святыни, так и Дева Мария приняла благодать Духа Святого, родив для мира долгожданного Спасителя.
Апостол Павел рассуждает в прозвучавшем тексте об очень важной вещи — важной не только для первых читателей послания, но и для нас с вами. Апостол говорит о необходимости различения Бога как такового и традиционных средств поклонения Ему. Многие наши современники видят в посещении богослужения, домашней молитве, исполнении обрядов самоценное явление. Однако апостол призывает нас не замыкаться на земной стороне символа, а помнить, что любое религиозное действие призвано быть обращённым к Богу.
Святыня, обряд не работают сами по себе. Они приобретают смысл только тогда, когда в основании их лежит искренняя вера, милостивое сердце и стремление вступить в духовное общение с Богом. Если всего перечисленного нет, то символ превратится (как указывал известный философ Бодрийяр) в симулякр — виртуальную и замкнутую на себе самой реальность. Где человек поклоняется не Богу, а собственной выдумке о Нём. Подчас для преодоления привычного понимания тех или иных вещей нужна большая храбрость. Первые читатели послания апостола Павла её имели, а потому смогли, сохранив уважение к своей многовековой традиции, тем не менее, сделать следующий шаг — в сторону большей осознанности и глубины веры. Готовы ли к подобному мы? Пусть каждый даст сам себе ответ на этот вопрос.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











