Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Слово «символ» часто используется нами в приниженном смысле. Желая, например, подчеркнуть незначительность чьего-то поступка, мы говорим — он проявил себя чисто символически. То есть никак. Стоит вспомнить также выражение «символическая зарплата». Что означает следующее — человеку лишь обозначили денежное вознаграждение за проделанный труд, но не оплатили его полностью.
Вот бы удивились античные греки, если бы узнали, как мы относимся к символам! Ведь для них символ как раз был чем-то вполне существенным, осязаемым и очень значимым. Первоначально данное явление имело отношение к торговле. Причём чаще всего — к очень крупным сделкам. Символом в древние времена называли разделённую на две части статуэтку. Каждую из частей имел при себе представитель одной из сторон торговой операции. Сложив половинки статуэтки вместе, торговцы опознавали друг в друге покупателя и продавца.
Впоследствии понятие символ перешло из области быта в сферу философии, начав обозначать осязаемый образ абстрактных или духовных вещей. У еврейской религиозной традиции был свой набор символов. Вернее — только по прошествии веков стало понятно, что главные святыни избранного народа, это именно символы, а не самоценные предметы. Об этом, в частности, говорит апостол Павел в прозвучавшем отрывке из послания к Евреям — то есть к принявшим христианское крещение иудеям, преимущественно жителям Иерусалима.
Апостол рассуждает об устройстве скинии и храма Соломона, а затем вспоминает также о ковчеге завета — богато украшенном ларце, где находились скрижали с 10 заповедями, расцветший жезл праотца Аарона и чаша с манной. Ковчег был утрачен во время вторжения войск Навуходоносора, но память о ковчеге всё же бережно хранилась иудеями. Дело в том, что Иерусалимский храм вместе со своими святынями был настоящей опорой для еврейского национального самосознания. И вот, оказывается, данный пласт религиозной традиции являлся символом грядущего служения Христа Спасителя.
Жертвоприношения, которые совершались в рамках храмового богослужения, указывали на Голгофскую казнь Спасителя. Ежегодный обряд вхождения первосвященника во Святое святых — главную часть храма — символизировал собой воскресение и вознесение Христа, открывшего человечеству Царство Небесное. Наконец, ковчег завета представлял собой символ Богородицы Марии. Как ковчег хранил в себе великие святыни, так и Дева Мария приняла благодать Духа Святого, родив для мира долгожданного Спасителя.
Апостол Павел рассуждает в прозвучавшем тексте об очень важной вещи — важной не только для первых читателей послания, но и для нас с вами. Апостол говорит о необходимости различения Бога как такового и традиционных средств поклонения Ему. Многие наши современники видят в посещении богослужения, домашней молитве, исполнении обрядов самоценное явление. Однако апостол призывает нас не замыкаться на земной стороне символа, а помнить, что любое религиозное действие призвано быть обращённым к Богу.
Святыня, обряд не работают сами по себе. Они приобретают смысл только тогда, когда в основании их лежит искренняя вера, милостивое сердце и стремление вступить в духовное общение с Богом. Если всего перечисленного нет, то символ превратится (как указывал известный философ Бодрийяр) в симулякр — виртуальную и замкнутую на себе самой реальность. Где человек поклоняется не Богу, а собственной выдумке о Нём. Подчас для преодоления привычного понимания тех или иных вещей нужна большая храбрость. Первые читатели послания апостола Павла её имели, а потому смогли, сохранив уважение к своей многовековой традиции, тем не менее, сделать следующий шаг — в сторону большей осознанности и глубины веры. Готовы ли к подобному мы? Пусть каждый даст сам себе ответ на этот вопрос.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.