Адрес храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново:
г.Москва, Байкальская ул., 37А.
Как добраться до храма:
от ст. метро "Щёлковская" на автобусе №3 или №68 до остановки "Аптека".
Схема проезда:
Контакты: +7 (495)460-22-40
Адрес сайта:http://www.hramzis.ru/
В центре столицы такие встречи не очень и удивляют. А вот в районе новостроек… Идешь себе идешь, и вдруг, среди многоэтажек, прямо скажем, без архитектурных излишеств, стоит красавец-храм…
Это я о Гольяново. Гольяново, получившее название от рыбы "гольян", которой в местных водоемах водилось множество, впервые упомянуто в 60-х годах XVII века. В это время Гольяново было уже вотчиной царя Алексия Михайловича Романова.
Где-то в это время в Гольяново и была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Здесь же царь Алексей Михайлович построил еще и свечной завод. В это время приход состоял из 58-ми дворов, причем входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень.
А спустя полтора столетия село Гольяново уже числилось во владении князя Трубецкого. После Отечественной войны 12-го года и разграбления французами главной усадьбы Трубецких, князь и жена его перебрались в Гольяново.
И после переезда Трубецких в тихом некогда Гольяново забурлила жизнь. Вокруг имения разбили парк и создали водоем, хорошо известный теперешним местным жителям как Гольяновский пруд.
В это же время вместо деревянной Трубецкие на свои деньги возводят кирпичную церковь в стиле ампир. Церковь состояла из двух частей: летняя с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и зимний придел с престолом в честь святых мучеников Адриана и Натальи, там ныне находится алтарь «Живоносный Источник», где в те годы бил живой ключ.
Далее история не столь веселая и по тем временам, увы, обычная. В 30-х годах прошлого, XX века, здание храма отдано было под макаронную фабрику.
Чтобы не ставить фабричную трубу, колокольню храма, разобрав купол, приспособили для вытяжки дыма. Шлак из печей высыпался прямо на территории. И когда храм вернули Церкви, то с территории его вывезли сто двадцать вагонов этого шлака.
На 31 марта 1990 года приняты были ключи от храма. В этот же день и потом еще целую неделю энтузиасты из числа местных жителей трудились на развалинах. За эту неделю остатки храма были приспособлены к Богослужению, которое и прошло вечером шестого апреля.
А далее… внутреннюю часть храма мастера Брягины расписали в стиле фресок XVII века. Купол и центральную часть храма расписывал Николай Владимирович Гусев, один из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи, а после его смерти заканчивала его дочь. К 2005 году все работы были завершены.
Сегодня храм живёт полноценной жизнью, будучи единственным православным центром в районе. На территории храма разбит прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан. Здесь же установлены замечательные скульптуры по мотивам сказок и памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому. За храмом - трехэтажное здание, в котором находятся воскресная школа, музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.
Не ошибёмся, если скажем, что Храм Зосимы и Савватия Соловецких, на улице Байкальской, 37-а, стал не просто храмом, но настоящим культурным центром.
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема