Адрес храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново:
г.Москва, Байкальская ул., 37А.
Как добраться до храма:
от ст. метро "Щёлковская" на автобусе №3 или №68 до остановки "Аптека".
Схема проезда:
Контакты: +7 (495)460-22-40
Адрес сайта:http://www.hramzis.ru/
В центре столицы такие встречи не очень и удивляют. А вот в районе новостроек… Идешь себе идешь, и вдруг, среди многоэтажек, прямо скажем, без архитектурных излишеств, стоит красавец-храм…
Это я о Гольяново. Гольяново, получившее название от рыбы "гольян", которой в местных водоемах водилось множество, впервые упомянуто в 60-х годах XVII века. В это время Гольяново было уже вотчиной царя Алексия Михайловича Романова.
Где-то в это время в Гольяново и была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Здесь же царь Алексей Михайлович построил еще и свечной завод. В это время приход состоял из 58-ми дворов, причем входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень.
А спустя полтора столетия село Гольяново уже числилось во владении князя Трубецкого. После Отечественной войны 12-го года и разграбления французами главной усадьбы Трубецких, князь и жена его перебрались в Гольяново.
И после переезда Трубецких в тихом некогда Гольяново забурлила жизнь. Вокруг имения разбили парк и создали водоем, хорошо известный теперешним местным жителям как Гольяновский пруд.
В это же время вместо деревянной Трубецкие на свои деньги возводят кирпичную церковь в стиле ампир. Церковь состояла из двух частей: летняя с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и зимний придел с престолом в честь святых мучеников Адриана и Натальи, там ныне находится алтарь «Живоносный Источник», где в те годы бил живой ключ.
Далее история не столь веселая и по тем временам, увы, обычная. В 30-х годах прошлого, XX века, здание храма отдано было под макаронную фабрику.
Чтобы не ставить фабричную трубу, колокольню храма, разобрав купол, приспособили для вытяжки дыма. Шлак из печей высыпался прямо на территории. И когда храм вернули Церкви, то с территории его вывезли сто двадцать вагонов этого шлака.
На 31 марта 1990 года приняты были ключи от храма. В этот же день и потом еще целую неделю энтузиасты из числа местных жителей трудились на развалинах. За эту неделю остатки храма были приспособлены к Богослужению, которое и прошло вечером шестого апреля.
А далее… внутреннюю часть храма мастера Брягины расписали в стиле фресок XVII века. Купол и центральную часть храма расписывал Николай Владимирович Гусев, один из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи, а после его смерти заканчивала его дочь. К 2005 году все работы были завершены.
Сегодня храм живёт полноценной жизнью, будучи единственным православным центром в районе. На территории храма разбит прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан. Здесь же установлены замечательные скульптуры по мотивам сказок и памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому. За храмом - трехэтажное здание, в котором находятся воскресная школа, музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.
Не ошибёмся, если скажем, что Храм Зосимы и Савватия Соловецких, на улице Байкальской, 37-а, стал не просто храмом, но настоящим культурным центром.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема