Церковная жизнь человека начинается с крещения. Ведь только благодаря этому таинству можно стать христианином. В ранние века в Церкви была традиция крестить взрослых людей. Но со временем крещение стало совершаться почти всегда только над младенцами. Сегодня так поступают и в России, и в Греции, и в других православных странах.
У греков с крещением младенцев связан один замечательный обычай. В Греческой церкви принято во время крещения полностью обмазывать ребенка освящённым маслом.
В России младенца перед погружением в купель тоже помазывают. Но делается это так. Священник специальной кисточкой крестообразно наносит масло на лоб, грудь, спину, уши, руки и ноги младенца. Этим действием он освящает тело ребенка, его чувства и мысли.
Когда я увидел, как помазание проходит у греков, я, надо сказать, был сильно удивлён. Сначала ребёнка, так же, как и в России, помазывает священник. Но масло он берет не из специальной бутылочки. Перед помазыванием священник выливает масло на сложенные лодочкой ладони крёстного отца или матери, а затем оттуда берет масло и мажет им ребенка. Затем оставшимся маслом крёстный отец или мать сами обмазывают младенца. Ребенок при этом становится очень скользким.
Я стал узнавать, в чём смысл этой традиции. Оказалось, что полное помазание освящённым маслом считается у греков не только освящением человека, но и защитой его от злых сил.
Все, наверное, слышали, что на древних Олимпийских играх участники соревнований борцов специально натирали себя маслом, чтобы лучше уходить, ускользать потом от захватов противника.
В случае с крещением имеется тот же расчёт. Как намасленный борец ускользает без особых проблем от противника, так и младенец, натёртый освящённым маслом, становится неуязвимым для злых духов.
Понятно, что погружать такого ребенка в купель потом сложно и священнику (того и гляди выскользнет), тем не менее, у греков традиция эта живёт и активно практикуется.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о греческой традиции совершения крещения младенцев.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема