Церковная жизнь человека начинается с крещения. Ведь только благодаря этому таинству можно стать христианином. В ранние века в Церкви была традиция крестить взрослых людей. Но со временем крещение стало совершаться почти всегда только над младенцами. Сегодня так поступают и в России, и в Греции, и в других православных странах.
У греков с крещением младенцев связан один замечательный обычай. В Греческой церкви принято во время крещения полностью обмазывать ребенка освящённым маслом.
В России младенца перед погружением в купель тоже помазывают. Но делается это так. Священник специальной кисточкой крестообразно наносит масло на лоб, грудь, спину, уши, руки и ноги младенца. Этим действием он освящает тело ребенка, его чувства и мысли.
Когда я увидел, как помазание проходит у греков, я, надо сказать, был сильно удивлён. Сначала ребёнка, так же, как и в России, помазывает священник. Но масло он берет не из специальной бутылочки. Перед помазыванием священник выливает масло на сложенные лодочкой ладони крёстного отца или матери, а затем оттуда берет масло и мажет им ребенка. Затем оставшимся маслом крёстный отец или мать сами обмазывают младенца. Ребенок при этом становится очень скользким.
Я стал узнавать, в чём смысл этой традиции. Оказалось, что полное помазание освящённым маслом считается у греков не только освящением человека, но и защитой его от злых сил.
Все, наверное, слышали, что на древних Олимпийских играх участники соревнований борцов специально натирали себя маслом, чтобы лучше уходить, ускользать потом от захватов противника.
В случае с крещением имеется тот же расчёт. Как намасленный борец ускользает без особых проблем от противника, так и младенец, натёртый освящённым маслом, становится неуязвимым для злых духов.
Понятно, что погружать такого ребенка в купель потом сложно и священнику (того и гляди выскользнет), тем не менее, у греков традиция эта живёт и активно практикуется.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о греческой традиции совершения крещения младенцев.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема