1 Тим., 287 зач., V, 22 — VI, 11.
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Одна фраза из сегодняшнего чтения прямо так и просится, чтобы на ней сфокусировать всё внимание. Это — 6-й стих, который в синодальном переводе звучит так: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Слова красивые, но — ничего не понятно. Значит, надо изучать другие переводы!
Для начала посмотрим русские варианты. «Да, религия действительно большой доход, но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть». Ещё один вариант звучит так: «Да, благочестие с умеренностью сами по себе прибыль, и немалая: ничего не принесли мы в этот мир и ничего не можем вынести из него». Как мы видим, стихи увязаны друг с другом.
Ещё вариант — буквально подстрочного перевода: «Есть же доход великий благочестие с самодостаточностью».
Теперь посмотрим греческий текст апостольского послания. Нас интересуют три слова: πορισμὸς, εὐσέβεια, αὐτάρκεια. Начнём с последнего — «αὐτάρκεια». Думаю, это слово знакомо многим: в экономике это — система замкнутого воспроизводства общества с минимальной зависимостью от внешней среды; полная самообеспеченность. Автаркия является условием абсолютного суверенитета. В греческой философии автаркия — независимость от обстоятельств, свойственная мудрецу.
εὐσέβεια — буквально, «почитание добра, блага, служение ему». Кирилл Александрийский пишет: «Не в законе о благочестии (μὴ ἐν νόμῳ τῆς εὐσεβείας) видится красота, но сверкает она более в силе евангельского воспитания».
Святитель Феофан Затворник так истолковывает эти слова: «благочестие само по себе есть уже снискание потреб или оно с собою приносит обладание потребным, не потому, чтобы давало богатство, а потому, что так настраивает человека, что он чувствует себя совершенно удовлетворённым относительно телесных потреб, довольствуясь тем, что имеет».
И, наконец, слово πορισμὸς — приобретение, выгода, прибыль.
А теперь, с учётом всего вышеизложенного, попробуем перевести на наш современный язык мысль апостола. А что, если бы она прозвучала так: «Как же выгодно быть довольным тем, что у тебя есть, — только так можно освободиться от обусловленности житейским и не расстраиваться, что из этого мира с собой на тот свет мы ничего материального не унесём! И в этом — главная ценность благочестия!» Ну, тяжеловесно, конечно, получилось — но мы и не претендуем на филологическую изысканность: главное, чтобы смысл донести!
Апостол перед нами раскрывает очень глубокую мысль: наивен тот, кто смотрит на религиозность только как на инструмент решения житейских вопросов: она сама по себе — ценность, потому что только на неё, как на стержень, можно нанизать все сферы жизнедеятельности человека — и тогда они перестанут конкурировать друг с другом, разрывая внутренний мир противоречиями. Именно об этом говорит преподобный Максим Исповедник: «Вера есть сила, всё внутри в благонастроении содержащая, или есть само благонастроение, подающее преестественное, непосредственное, совершенное единение верующего с веруемым Богом».
Так что, дорогие друзья, не будем обесценивать значимость нашей веры и благочестия, низводя их исключительно до уровня инструментов решения текущих проблем!
Сначала нужно поменяться самой. Екатерина Гилева
Господь подарил мне несколько встреч и разговоров с удивительным человеком — владыкой Августином, на тот период епископом Городецким и Ветлужским. Одна из них круто перевернула мое представление о браке.
В тот день мы разговаривали за чашкой чая. И подошли к вопросу, почему же я такая, как говорится, «активистка, спортсменка, да и просто красавица», в свои без малого 33 года до сих не за мужем?
На тот момент в моей голове четко сформировалась картина — каким должен быть мой спутник жизни. Я озвучила по списку все свои требования к потенциальному мужу и отцу моих детей.
И тут владыка охладил меня с виду простым вопросом: «А ты как считаешь, сама-то соответствуешь всем тем требованиям, что предъявляешь к будущему супругу?»
Меня будто кто-то встряхнул... До этого разговора я не задумывалась о том, что сама по идее должна обладать теми добродетелями, которые ищу в другом человеке.
Но я была настолько далека от желаемой реальности! Пелена с глаз спала, и я начала видеть свои грехи... Словно эпизоды из кино пролетали перед глазами сцены из жизни, где я вела себя высокомерно, обижалась и обижала близких людей, требовала от других внимание к себе, но была крайне скупа на проявление заботы о ближних. Героиня моего фильма оказалась эдакой эгоистичной потребительницей, которая живет только для себя. И кому-то еще рядом с ней просто нет места.
Зрелище не из приятных. Но оно дало новую мотивацию. Теперь я была настроена уже не на поиск, а на работу над собой! Стала отслеживать не то, как ко мне относятся, а как я отношусь к людям. И появилась потребность отдавать, а не получать.
Теперь мне более понятен глубокий смысл Первого послания святого Апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И теперь я эти строки соотношу не с поведением потенциальных женихов, а со своим отношением к людям.
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
История про мышку. Екатерина Гилева
Эта история произошла в самом начале моего воцерковления. Я часто приезжала в Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
В тот раз приехала, чтобы помочь в подготовке одного молодежного форума. Участники и основная команда организаторов собрались в актовом зале. Я как дежурная осталась в одном из кабинетов 1 этажа, где хранился реквизит.
Буквально через 15 минут дежурства мое одиночество нарушила не званная гостья. Маленькая серенькая мышка неторопливо перемещалась по кабинету. Она подходила то к одному столу, то к другому. А потом попыталась прошмыгнуть прямо возле моих ног!
От испуга я взвизгнула и подняла ноги на системный блок, стоящий под столом. А мышка — наоборот — не боялась ничего. Не обращала внимание ни на топанья, ни на хлопания, ни на уговоры незамедлительно покинуть кабинет!
Ничего не оставалось, кроме как позвонить ответственному за решение организационно-хозяйственных вопросов в монастыре иноку Евмению и попросить как можно скорее принести в тот кабинет мышеловку. Я пылко объясняла, что нахальную мышь нужно срочно поймать и обезвредить!
Но ответ меня обескуражил. Отец Евмений объяснил, что в монастыре нет ни одной мышеловки. И вообще в монастырях в подобных ситуациях на протяжении многих сотен лет принято бороться с грызунами другими не менее действенными способами. Он предложил мне почитать акафист святому мученику Трифону. Этот святой неоднократно силой своей молитвы заставлял уходить вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
Честно говоря, я немного растерялась от такого ответа, но, поблагодарила за совет и положила трубку, продолжив думать, где же можно все-таки раздобыть мышеловку.
Вышла в коридор и встретила эконома монастыря отца Андрея. Изложила ему суть проблемы и мой вариант ее решения. Но отец Андрей также не порадовал своим ответом. Он сказал, что на такой случай в монастыре вместо мышеловки есть кот.
Признаюсь честно, тогда все предложенные решения мне показались очень странным. Ну, вариант с котом — еще реальный. А вот акафист... Вроде бы такие взрослые люди, а верят в какие-то там акафисты...
Тот день до самого вечера мы провели в кабинете вдвоем с мышью...
Утром, вернувшись в кабинет, я ее там не обнаружила. И все последующие дни, недели, годы моего трудничества в этом помещении, я не встречала больше мышей.
Скажу честно, я тогда не понимала, что такое акафист. Так его и не прочитала. Но мышь ушла. И я верю, что это произошло по молитвам отцов, которые не поддержали мои методы решения проблемы с помощью мышеловки. Молитва. Что может быть сильнее? Вот такой я тогда получила урок. Ведь сказано — «По вере Вашей да будет Вам!»
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
Воистину Воскресе Христос. Екатерина Гилева
В детстве я часто гостила у родственников в селе Кантаурово Нижегородской области. В Пасхальную ночь мы со старшей двоюродной сестрой Машей и нашими подружками любили прибегать в храм в честь Живоначальной Троицы и ждать, когда же наступит полночь. Тогда все молящиеся во главе с отцом Александром — настоятелем, выйдут из храма и всё село присоединится к праздничному Крестному ходу. Мы ждали, когда идущие зажгут свечи и лампадки, когда зазвучит Пасхальный перезвон и сольётся в радостном многоголосье долгожданное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Прошли годы, прежде чем вошла в храм и совершила свои первые шаги на пути воцерковления. И вот, настала весна. И я с нетерпением ожидала ночную Пасхальную службу в Городецком Феодоровском монастыре.
На эту службу сюда решили приехать и мои студенческие друзья со своей пятилетней дочкой Олесей. Они тоже захотели впервые в жизни остаться на всю ночную службу.
Около 10 вечера храм уже был наполнен людьми. На клиросе что-то читали. Тихо, но уже торжественно. Глаза разбегались от красоты цветов, которыми украсили храм. «Это всё благодаря Марии Дмитриевне и ее помощницам, которые за несколько дней до праздничной службы днем и ночью трудились, как пчелки, над цветочным убранством» — рассказывала я друзьям.
Красные цветы. И красные платья и платки у прихожанок. А еще — красные облачения у священников. Я наконец поняла, почему и в селе люди надевали красное на Пасху! Этот цвет, как символ радости Воскресения Христова и победы Жизни над смертью.
Мы с маленькой Олесей решили забраться на ступеньки повыше, чтобы нам было лучше видно всё что происходит в храме во время богослужения.
В определенный момент службы священники стали выходить на солею. Выстроились в одну линию. И радостно друг за другом на разных языках начали поздравлять всех присутствующих в храме: «Христос Воскресе!» А в ответ доносилось соборное: «Воистину Воскресе Христос!»
И вдруг заворожённая малышка Олеся, наблюдавшая всю службу через перила лестничного подъёма, произнесла: «Как же красиво!»
Так искренне, так по-детски! И я почувствовала, как у меня наворачиваются слезы от внутренней даже не радости, ликования! Я вспомнила свои детские чувства на Пасху. Такие же, как у Олеси сейчас. И у меня! Тот же детский восторг! Только теперь я была не зрителем, а участником величайшего события Воскресения Христова! В тот день я почувствовала, что Христос родился в моем сердце, воскресил мою душу! И мне больше никогда... никогда не хотелось бы с Ним расставаться...
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение