Гал., 199 зач., I, 3-10.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Заповеди, которые Бог первоначально открыл Моисею на горе Синай, были довольно просты. Всю их суть можно свести к двум положениям: оставайся человеком с человеком и поклоняйся Богу в духе и истине. Для того, чтобы их исполнить, было необходимо лишь одно — изменить себя. Отодвинуть своё больное «я» на второй план. Поставить в центр жизни Творца и того, кто рядом с тобой. Иными словами, от человека требовалась постоянная внутренняя работа. В какой бы жизненной ситуации ты не оказался, необходимо было непрестанно мониторить своё внутреннее состояние, проверять свою совесть, давать честную оценку своим чувствам, словам и поступкам, препоручать течение своей жизни Богу.
Для евреев, которые долгое время провели в Египте, это было непонятно. Их мышление было языческим, оно было насквозь пропитано магизмом. Ты сделал какое-то внешнее действие, совершил обряд, и лишь тогда Бог может войти в твою жизнь. С одной стороны, это избавляет от необходимости внутренней нравственной работы, которая чревата моментами дискомфорта от того, что необходимо что-то менять в себе, с другой, вроде как гарантирует, что в твоих отношениях с Творцом будет предсказуемость, а, следовательно, предсказуемость будет и в твоей жизни.
Господь видит эту немощь человека. И для того, чтобы евреи совсем не отвернулись от закона Моисея, который слишком совершенен для них, Он даёт им еще целый свод ритуальных постановлений. Словно оборачивает драгоценный камень в грубую, ветхую ткань. По сути, Он действует по принципу «если не можешь победить врага, возглавь его». Хотите обряд, получите обряд, но не забывайте о главном. Формальный обряд — это всего лишь снисхождение к вашему маловерию.
Сегодня апостол Павел проговаривает, по сути, именно эту мысль. Он полемизирует с теми, кто проповедует иудейскую версию христианства, делая чрезмерный акцент на исполнении разного рода ритуальных предписаниях. Дескать, чтобы угодить Богу, необходимо быть обрезанным и посвятить себя исполнению всех норм и установлений закона. Якобы только так можно быть уверенным, что ты заслужил любовь Творца. Такие проповедники, по словам апостола, предлагают верующим «иное благовествование», нежели то, которое предлагает он. А он проповедует распятого Христа. То есть говорит о том, что никаким исполнением механических действий любовь Божию заслужить невозможно. Бог Сам уже дал нам её по Своей милости. Всё, что требуется человеку — открыться этой любви. То есть, уверовать во Христа, принять крещение и жить согласно Евангелию. Жить по принципу жертвенной любви ради тех, кто нас окружает.
Слова апостола обращены и к нам. Как бы тщательно мы не исполняли предписания церковного устава, вряд ли мы найдём там Бога. Всё это лишь вспомогательные инструменты, которые помогают нам что-то сделать со своим больным самолюбием и эгоизмом. В полноте же Господь открывается нам в окружающих, особенно в тех, с кем у нас непростые, тяжёлые отношения. В тех, кто нас обидел, возможно, предал. Делая внутреннее усилие над собой, восстанавливая с помощью Божией разрушенные отношения, прощая обидчиков, забывая прежнюю вражду, мы открываемся любви Христа, впускаем Творца в свою жизнь, то есть служим Ему в Духе и истине.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.