
«Богоматерь с младенцем», Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), Собрание Александра Васильева (Частная европейская коллекция)
Абалак — небольшое старинное село в Сибири, в тридцати километрах от города Тобольска. Оно стало известно благодаря чуду, которое произошло здесь в семнадцатом веке. Вдова по имени Мария увидела во сне образ Божией Матери «Знамение». Рядом с Богородицей на иконе были изображены святые Николай Чудотворец и Мария Египетская. Вдова услышала голос, повелевающий построить в Абалаке храм. Мария сначала не придала сну должного значения. Но видение повторялось вновь и вновь, и женщина рассказала о нём Тобольскому архиепископу Нектарию.
Владыка отнёсся к рассказу вдовы со вниманием и благословил построить в Абалаке деревянную церковь. Центральный её престол освятили во имя иконы Божией Матери «Знамение», а два боковых придела назвали в честь святителя Николая Мирликийского и преподобной Марии Египетской.
Протодьякон Тобольского кафедрального собора Матвей Мартынов написал икону Богородицы в соответствии с рассказом благочестивой вдовицы. В своей работе он опирался на Новгородскую иконографию образа «Знамение», но привнёс отличительную особенность. На новой иконе Пречистой Деве предстояли по двум сторонам Николай Угодник и Мария Египетская. Протодьякон изобразил Царицу Небесную с молитвенно воздетыми руками. Образ Младенца Христа иконописец разместил в центре изображения в сферическом медальоне, символизирующем сияние славы. Правой рукой Сын Божий совершает благословляющий жест.
Икону, написанную Матвеем Мартыновым, назвали Абалакской. По молитвам перед ней стали совершаться исцеления. Сведения о многочисленных чудесах сохранил летописный документ «Сказание об Абалакской иконе». На протяжении многих десятилетий этот образ Богородицы оставался одним из самых почитаемых в Сибири.
После революции 1917 года для христиан в России настало время гонений. Безбожники преследовали верующих, уничтожали святыни. Чтобы спасти Абалакскую икону Божией Матери от поругания, адмирал Александр Колчак в 1919 году вывез её за пределы России. Местонахождение древнего образа до сих пор остаётся неизвестным. Но по всей России распространились его многочисленные списки. И Небесная Заступница по-прежнему откликается на молитвы, совершаемые перед Абалакской иконой.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема