
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке из послания к христианам города Салоники, мы слышим, как апостол Павел обращается к Богу с рядом прошений.
Апостол просит о том, чтобы Господь устроил его встречу с верующими, которым он пишет это послание; чтобы Он восполнил их веру; дал им любовь; и, наконец, чтобы сделал их сердца непорочными, то есть избавил от всяких дурных и нечистых помыслов. Это весьма примечательный момент. По сути, молитва Павла — яркое свидетельство того, что возможности человека весьма ограничены. Он не способен в полноте самостоятельно контролировать жизнь своей души. Такие важные качества, как вера, любовь, чистота — это дары божественной благодати. Человек не может своими силами организовать и безупречно продумать и свою внешнюю деятельность. Поэтому апостол и просит Бога о том, чтобы он Сам устроил их встречу, ведь лишь в этом случае она произойдёт в самый благоприятный и подходящий момент. Но что же тогда зависит от человека?
Первое и основное — желание жить по воле Бога. Без этого фундамента всякая деятельность в конечном счёте обречена на провал. Ведь лишь воля Творца направлена на благо, именно она одна утверждает жизнь в её полноте. В чём именно заключается Его воля, мы можем узнать из Евангелия: Бог хочет, чтобы всякое наше действие было направлено на исполнение Его заповеди о жертвенной любви. Желание жить по воле Бога — это желание воплощать Его Евангелие во всяком своём действии на ежедневной основе. Второе, что может сделать человек, и что зависит исключительно от него, — это действие. Если оно согласно воле Бога, Господь восполнит недостаток наших сил и Сам завершает то, что мы начали, но по своей ограниченности и слабости не в состоянии закончить. Замечательно об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь». То же самое касается и всего другого. Для того, чтобы Бог дал мне веру, я должен делать свои дела как будто у меня есть вера. Для того, чтобы Бог очистил моё сердце, я должен сам стремиться поддерживать его в чистоте, действовать как будто оно чистое. А Бог, видя мои старания, восполнит то, чего мне не хватает. Наконец, третье, что зависит от нас — это молитва. Всякое моё действие должно происходить в присутствии Творца. Как говорит Писание, перед Его лицом.
Итак, от меня зависит выбор, хочу я жить по воле Бога или нет, я могу совершать конкретные действия и, наконец, я могу сопровождать эти действия молитвой Творцу. Это моя зона ответственности. Результат — всегда остаётся за Творцом. Если моё желание искренне, моё дело праведно, моя молитва усердна, и самое главное, если это будет угодно Ему, не будем сомневаться — всякое наше начинание ожидает успех. В самый благоприятный момент Господь завершит начатое, восполнит наши усилия, причём самым наилучшим и полезным образом как для нас самих, так и для тех, кто нас окружает.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема