Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
8 который и известил нас о вашей любви в духе.
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,
11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим первые стихи послания апостола Павла к Колоссянам. Хотя в книге деяний и говорится о том, что он проходил через область Фригию, столицей которой были Колоссы, доподлинно неизвестно проповедовал ли Павел в этом городе. В любом случае, в качестве учителя местных христиан он в первую очередь упоминает Епафраса, которого он называет возлюбленным сотрудником и верным служителем Христовым.
Так или иначе, важно не то, кто именно основал общину в Колоссах, важна сама глубокая связь Павла с местными христианами, его молитва и забота о них.
Но о чем же молится апостол и что кажется ему особенно важным?
Внимательное чтение позволяет увидеть в пожелании, которое высказывает апостол, особенную логику.
Первое, о чем молится апостол — познание колоссянами воли Божией. Они поверили в Творца, признали Его существование и даже владычество над собой. Но быть подлинно верующими — это не просто признавать Бога, но и познавать Его волю в мире. Причем не просто в виде формальных требований, которые не надо ни обдумывать, ни обсуждать, а только исполнять... Нет. Апостол молится о том, чтобы ученики познали ее "во всей премудрости и понимании духовном. Это значит, что хотя воля Божия, открытая в заповедях, может показаться очевидной и простой, нередко требуется мудрость для того, чтобы ее исполнение стало плодотворным. Кроме того, в отличие от познания в любой другой науке, воля Божия применяется не к какой-то узкой сфере, но относится к самой жизни, пронизывает ее всю.
Именно поэтому, второе, о чем молится апостол, — это то, чтобы в своих поступках ученики были достойны Бога и во всем угождали Ему. К сожалению, слова эти нередко понимают в прямом и приземленном смысле — как стремление выслужиться перед Богом, стать достойным награды, угождая ему, как угождают начальству, ожидая его расположения. Однако апостол имеет ввиду нечто совершенно иное. Слово достоинство в древности означало скорее соответствие, поэтому поступать достойно Бога — означает совершать поступки сообразные и соответствующие Ему, в возможную для себя меру действовать так, как действует в мире Он. Подобные действия совершаются не просто ради награды, но для того, чтобы уподобиться Ему. Как и угождение — не для того, чтобы просто заслужить одобрение, но ради того, чтобы доставить радость. Понятно, что перед нами некоторые образы, которые лишь с известной долей условности передают наши отношения с Богом, но цель апостола не в том, чтобы описывать Бога, а в том, чтобы побудить нас через совершение добрых дел принести Ему плод во всяком благом деле.
Наконец, по мысли апостола, познавая волю Божию и поступая сообразно Ему, ученики возрастают в познании Бога, укрепляются Его силой, научаются терпению, великодушию и радости.
И когда мы задумываемся о том, как нам познать Творца, мы понимаем, что самый верный ответ заключается в том, чтобы исполнять Его волю, совершая самые разные добрые дела, стараясь соответствовать Ему. Именно в этом созвучии, в этом единении взглядов на мир, на его цели и смыслы, мы становимся ближе к Нему.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.