
Апостол Павел
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Своё послание к христианам города Филиппы Павел пишет, находясь в тюрьме. Мы видим, что заточение нисколько не препятствует его миссии. Даже наоборот, оно расширяет её. Оно открыло для него новые области применения сил, на которые он раньше не обращал внимания. Дело обстояло так. Проповедуя в Палестине, апостол был схвачен иудеями и отведён на суд к еврейскому правителю Агриппе. Понимая, что справедливости ему здесь не добиться, он, как римский гражданин, запросил суда у императора. На что имел полное право, как гражданин империи. В результате его под военным конвоем отправили в Рим. В столице ему разрешили жить под охраной на собственном иждивении в арендованном им же доме. Здесь он мог принимать всех, кто к нему приходил. Охраняли Павла преторианцы, императорские гвардейцы. Так что у него была великолепная возможность говорить о Христе тем, о проповеди кому ещё недавно он не мог и помыслить. Безусловно, заинтересованные воины рассказывали о новом учении своим товарищам. Под стражей Павел находился около двух лет. И всё это время христианство постепенно распространялось по городу.
В связи с этим необходимо отметить ещё один важный фрагмент, который мы встречаем в прозвучавшем отрывке. Павел просит не отстранять от проповеди Евангелия тех, кто делает это из соображений личной выгоды. Например, из карьерных, честолюбивых соображений, будучи одержим тщеславием. Видимо, когда Павел был в тюрьме, такие проповедники появилось множество. Вероятно, им казалось, что это благоприятное время, чтобы продвинуть себя в лидеры христианских общин, ведь заключение, по их логике, должно было уменьшить влияние и авторитет апостола. Однако Павла это ничуть не беспокоит. Личный престиж не был для него главным. Его интересовало лишь одно — чтобы имя Спасителя звучало публично, чтобы как можно большее количество людей услышали весть о спасении и пришли в Церковь. И если проповедь Евангелия даже от такого человека приведёт кого-то ко Христу, то значит Бог через него достиг Своей цели.
Всё это является замечательным свидетельством того, что в деле служения Богу не может быть никаких препятствий. Всякое сложное обстоятельство, всякую непредвиденную ситуацию Бог может использовать в Своих целях. Более того, Он может использовать в Своих целях даже наши недостатки. От нас требуется лишь горячее желание и готовность всего себя отдать в Его распоряжение со всеми своими положительными и отрицательными сторонами характера. И тогда во всякое время, во всяком месте, со всяким человеком, даже через наши немощи Господь позволит Своему Евангелию воплощаться в жизнь.
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почивший батюшка Илий более десятка лет подвизался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Иеремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот этого тягостного ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема