Флп., 237 зач., I, 12-20.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Своё послание к христианам города Филиппы Павел пишет, находясь в тюрьме. Мы видим, что заточение нисколько не препятствует его миссии. Даже наоборот, оно расширяет её. Оно открыло для него новые области применения сил, на которые он раньше не обращал внимания. Дело обстояло так. Проповедуя в Палестине, апостол был схвачен иудеями и отведён на суд к еврейскому правителю Агриппе. Понимая, что справедливости ему здесь не добиться, он, как римский гражданин, запросил суда у императора. На что имел полное право, как гражданин империи. В результате его под военным конвоем отправили в Рим. В столице ему разрешили жить под охраной на собственном иждивении в арендованном им же доме. Здесь он мог принимать всех, кто к нему приходил. Охраняли Павла преторианцы, императорские гвардейцы. Так что у него была великолепная возможность говорить о Христе тем, о проповеди кому ещё недавно он не мог и помыслить. Безусловно, заинтересованные воины рассказывали о новом учении своим товарищам. Под стражей Павел находился около двух лет. И всё это время христианство постепенно распространялось по городу.
В связи с этим необходимо отметить ещё один важный фрагмент, который мы встречаем в прозвучавшем отрывке. Павел просит не отстранять от проповеди Евангелия тех, кто делает это из соображений личной выгоды. Например, из карьерных, честолюбивых соображений, будучи одержим тщеславием. Видимо, когда Павел был в тюрьме, такие проповедники появилось множество. Вероятно, им казалось, что это благоприятное время, чтобы продвинуть себя в лидеры христианских общин, ведь заключение, по их логике, должно было уменьшить влияние и авторитет апостола. Однако Павла это ничуть не беспокоит. Личный престиж не был для него главным. Его интересовало лишь одно — чтобы имя Спасителя звучало публично, чтобы как можно большее количество людей услышали весть о спасении и пришли в Церковь. И если проповедь Евангелия даже от такого человека приведёт кого-то ко Христу, то значит Бог через него достиг Своей цели.
Всё это является замечательным свидетельством того, что в деле служения Богу не может быть никаких препятствий. Всякое сложное обстоятельство, всякую непредвиденную ситуацию Бог может использовать в Своих целях. Более того, Он может использовать в Своих целях даже наши недостатки. От нас требуется лишь горячее желание и готовность всего себя отдать в Его распоряжение со всеми своими положительными и отрицательными сторонами характера. И тогда во всякое время, во всяком месте, со всяким человеком, даже через наши немощи Господь позволит Своему Евангелию воплощаться в жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.