
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Исторически сложилось, что в дни церковных праздников, посвящённых Божией Матери, Православная Церковь прочитывает за богослужением один из двух отрывков апостольских посланий: это либо услышанный нами сегодня фрагмент из Послания к Евреям, либо отрывок из второй главы Послания к Филиппийцам. Но ни в одном из двух возможных литургических чтений в день чествования Пресвятой Девы нет ни единого слова о Ней Самой, Она не упоминается даже вскользь. Понять, почему Церковь избрала два именно таких отрывка довольно сложно, достоверно это сделать не получится, поэтому мы можем лишь предполагать, правда, предполагать тоже непросто, для этого надо, как минимум, знать об основных методах толкования библейского текста.
Существует пять известных и общеупотребительных методов толкования библейских текстов. Есть буквальный метод, есть аллегорический, есть нравственно-гомилетический, есть историко-литературно-критический, и есть типологический, или, иначе, прообразовательный. Практически любой отрывок Священного Писания можно истолковать с использованием одного из пяти перечисленных методов, а в ряде случаев можно попытаться пойти по пути комбинирования нескольких методов толкования.
В случае с прозвучавшим сегодня отрывом апостольского Послания к Евреям лучше всего подходит типологический метод, который, как о том свидетельствуют историки науки о Библии, впервые был применён членами иудейской общины Кумрана незадолго до Рождества Христова. Этот метод предполагает, что текст Священного Писания содержит многозначные прообразы истории спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к нескольким её этапам. Одним из самых ярких и эталонных примеров применения типологического метода является история исхода евреев из Египта, которая первоначально понималась в своём буквальном смысле, а позднее стала собой символизировать исход человечества из рабства греху к первозданной свободе чад Божиих, ну а расступившиеся воды моря — воду крещения, после омовения которой перед человеком открывается дорога в Христово Царство, по образу того, как расступившееся море открыло дорогу израильтянам к Земле Обетованной.
Описание устройства Иерусалимского храма в апостольском Послании к Евреям имеет определённый контекст, который заключается в попытке убедить читателей из числа евреев в том, что ветхозаветный храм с его жертвоприношениями не был совершенным, и что до Пришествия Христа Спасителя у человечества не было возможности прямого и непосредственного контакта с Богом. Именно на это указывает описание закрытой от всех и недоступной скинии, именуемой Святая Святых. Применением этого отрывка Послания к Евреям к Божией Матери Церковь подвигает нас к дальнейшему осмыслению истории Иерусалимского храма и к использованию типологического метода толкования не только этого отрывка, но и вообще всего ветхозаветного религиозного культа: если мы вспомним, что Святая Святых была недоступна по причине того, что она почиталась местом обитания Бога, то мы легко перейдём к мысли о месте пребывания Воплощённого Бога Господа нашего Иисуса Христа, Который родился в Вифлееме от Девы, то есть Он пришёл в мир через Неё, соответственно, Она — не символическая скиния Ветхого Завета, предназначенная для сохранения почитания Единого Истинного Бога один народом в ограниченный исторический период, Она — истинный Дом Божий, истинная и вечная Скиния, ведь в Ней обитал Бог до момента Своего физического рождения. Сделав такой вывод, мы поймём и смысл чтения в праздники, посвящённые Божией Матери, именно этого отрывка, ведь он напоминает нам об истории нашего спасения, немыслимой без Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема