Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Исторически сложилось, что в дни церковных праздников, посвящённых Божией Матери, Православная Церковь прочитывает за богослужением один из двух отрывков апостольских посланий: это либо услышанный нами сегодня фрагмент из Послания к Евреям, либо отрывок из второй главы Послания к Филиппийцам. Но ни в одном из двух возможных литургических чтений в день чествования Пресвятой Девы нет ни единого слова о Ней Самой, Она не упоминается даже вскользь. Понять, почему Церковь избрала два именно таких отрывка довольно сложно, достоверно это сделать не получится, поэтому мы можем лишь предполагать, правда, предполагать тоже непросто, для этого надо, как минимум, знать об основных методах толкования библейского текста.
Существует пять известных и общеупотребительных методов толкования библейских текстов. Есть буквальный метод, есть аллегорический, есть нравственно-гомилетический, есть историко-литературно-критический, и есть типологический, или, иначе, прообразовательный. Практически любой отрывок Священного Писания можно истолковать с использованием одного из пяти перечисленных методов, а в ряде случаев можно попытаться пойти по пути комбинирования нескольких методов толкования.
В случае с прозвучавшим сегодня отрывом апостольского Послания к Евреям лучше всего подходит типологический метод, который, как о том свидетельствуют историки науки о Библии, впервые был применён членами иудейской общины Кумрана незадолго до Рождества Христова. Этот метод предполагает, что текст Священного Писания содержит многозначные прообразы истории спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к нескольким её этапам. Одним из самых ярких и эталонных примеров применения типологического метода является история исхода евреев из Египта, которая первоначально понималась в своём буквальном смысле, а позднее стала собой символизировать исход человечества из рабства греху к первозданной свободе чад Божиих, ну а расступившиеся воды моря — воду крещения, после омовения которой перед человеком открывается дорога в Христово Царство, по образу того, как расступившееся море открыло дорогу израильтянам к Земле Обетованной.
Описание устройства Иерусалимского храма в апостольском Послании к Евреям имеет определённый контекст, который заключается в попытке убедить читателей из числа евреев в том, что ветхозаветный храм с его жертвоприношениями не был совершенным, и что до Пришествия Христа Спасителя у человечества не было возможности прямого и непосредственного контакта с Богом. Именно на это указывает описание закрытой от всех и недоступной скинии, именуемой Святая Святых. Применением этого отрывка Послания к Евреям к Божией Матери Церковь подвигает нас к дальнейшему осмыслению истории Иерусалимского храма и к использованию типологического метода толкования не только этого отрывка, но и вообще всего ветхозаветного религиозного культа: если мы вспомним, что Святая Святых была недоступна по причине того, что она почиталась местом обитания Бога, то мы легко перейдём к мысли о месте пребывания Воплощённого Бога Господа нашего Иисуса Христа, Который родился в Вифлееме от Девы, то есть Он пришёл в мир через Неё, соответственно, Она — не символическая скиния Ветхого Завета, предназначенная для сохранения почитания Единого Истинного Бога один народом в ограниченный исторический период, Она — истинный Дом Божий, истинная и вечная Скиния, ведь в Ней обитал Бог до момента Своего физического рождения. Сделав такой вывод, мы поймём и смысл чтения в праздники, посвящённые Божией Матери, именно этого отрывка, ведь он напоминает нам об истории нашего спасения, немыслимой без Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение