Еф., 232 зач., V, 33 — VI, 9.
Глава 5.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пятая и шестая главы Послания апостола Павла к Ефесянам посвящены этике межличностных отношений. Апостол начинает свои размышления с отношений между мужем и женой, после этого он переходит к отношениям родителей и детей и заканчивает отношениями господ и рабов. Примечательно, что всякий раз апостол сначала обращается к подчинённым — к жёнам, к детям и к рабам, и лишь после этого к мужьям, родителям и господам. В обращении к подчинённым категориям апостол Павел не пишет ничего существенно нового, он лишь воспроизводит известные директивы ветхозаветного и языческого миров: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены» (Еф. 5:22–23), «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1), «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6:5).
Иначе выглядят апостольские обращения к мужьям, родителям и господам, здесь мы находим нечто существенно новое и собственно христианское, то, что не было и не могло быть известно ни в мире Ветхого Завета, ни в мире язычества, — апостол возводит ко Христу отношение этих категорий людей к людям, им подчинённым. Особенно ярко и подробно апостол Павел раскрывает тему должного, с христианской точки зрения, главенства над другими в рассуждениях относительно брака и роли мужей в нём. Далее, в словах о родителях, детях, господах и рабах апостол не стал повторять уже написанное, в этом попросту нет необходимости, ведь любые виды христианского отношения главы и подчинённого однотипны по своей сути, так как все они должны быть возведены к отношениям Христа и Его Церкви.
Во всех упомянутых апостолом случаях, и вообще во всех случаях отношения к зависимым от христианина людям, необходимо, по мысли апостола Павла, всегда помнить о Христе, в Котором едино всё человечество, ведь во Христе нет ни рабов, ни свободных, ни мужчин, ни женщин (ср. Кол. 3:11), во Христе все равны, а то или иное положение в семье и обществе — это лишь условность земной жизни, которая при должном отношении должна помочь достижению цели христианской жизни, то есть Христова Царства. Положение в семье и обществе — это, с точки зрения апостола Павла, ни в коем случае не привилегия, а потому оно не должно приводить к диктату; позиция мужа, родителя, господина, начальника, руководителя — это данная Богом ответственность, которая заключается в служении другим людям, в заботе о них с тем, чтобы через эти действия восходить ко Христу. Кроме того, апостол делает важное напоминание: Бог есть над всеми, и все дадут Богу ответ в своё время, в том числе и те, кто выполняет функции руководителей: «И над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:9).
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.