Знаменитый полководец 18 века Александр Суворов был глубоко верующим человеком. Без молитвы он не начинал ни одного сражения. И за каждую победу благодарил Господа. Истинно русский человек, Суворов почитал трёх сестёр - Веру, Надежду, Любовь. Говорил: «С ними слава и победа. С ними Бог». Уважение к Отечеству полководец передал своей дочери Наталье. И призывал её во всём полагаться на "промысел Всемогущего".
Суворов женился поздно, ему было уже сорок четыре года. Жена - двадцати двухлетняя Варвара Прозоровская родила ему дочь. В день появления на свет Наташи Суворов ликовал и был счастлив так, как до того радовался только победам в сражениях. Александр Васильевич обожал дочь и иначе как Суворочка её не называл.
Супружеская жизнь Суворовых не задалась. Конфликты привели к тому, что брак распался и митрополит дал согласие на развод. Суворов отписал бывшей супруге всё, что она просила: деньги, московский дом. Вернул Варваре её приданое. Не отдал только Наташу.
Вся нерастраченная нежность Суворова досталась дочери. Видеться с ней часто он не мог – уезжал в военные походы, но письма писал регулярно, иногда даже стихами. «Душа моя», «голубушка», «милая моя Суворочка» - в каждом письме заботливый отец осыпал дочь ласковыми словами. Эти письма – трогательные и шутливые - успокаивали Наташу, которая до слёз переживала, когда отец готовился к очередной битве: «Любезная Наташа! Как же весело на Чёрном море! Везде поют лебеди, утки, кулики; по полям жаворонки, синички, а в воде стерлядки, осетры: пропасть!». О животном мире Суворов писал девочке подробно. О своих ранениях – никогда.
В 16 лет Наташа стала фрейлиной императрицы Екатерины Второй. Отец боясь, что придворные нравы дурно повлияют на дочь, не разрешил ей жить во дворце. Поселил в своём петербургском доме, где за ней присматривали родственники. Но Наташа выросла, пора было выдавать её замуж. Претендентов на руку и сердце девушки хватало, Александр Васильевич сам проводил строгий отбор женихов. Когда три кандидата были им отвергнуты в дело вмешалась императрица. Екатерина Вторая рекомендовала в женихи Николая Зубова. Он категорически не нравился Суворову, но Наташа влюбилась в блестящего офицера. Скрепя сердце Александр Васильевич дал согласие на брак. К огромному огорчению отца замужество Суворочки не было счастливым. Зубов был хорошим офицером, не расшаркивался перед вышестоящими, но грубость и высокомерие снискали ему дурную славу. Наташа на многое закрывала глаза, была заботливой женой. Любила свой дом, воспитывала детей, светскую жизнь не жаловала совсем, предпочитая ей уединение и молитву. Наташа старалась наладить отношения отца с зятем, но в этом не преуспела. Зато первого своего сына назвала в честь батюшки Александром.
В 1800 году Суворов умер. Всё своё состояние: имения, деньги, драгоценности он оставил дочери. Ещё через четыре года, в самом расцвете сил неожиданно умер и Зубов. Суворочке было тридцать лет, когда она осталась вдовой с огромным состоянием и шестью детьми. Сыновей Наталья отдала в пажеский корпус, дочери росли дома. Жили они скромно. Москвичи часто видели, как зимами девочки Зубовы убирали снег в своём дворе. В первопрестольной Наталью Александровну уважали как дочь полководца. А когда в войну 1812 года она с детьми покидала Москву, её карету задержал французский патруль. Узнав, что перед ними дочь великого Суворова, французы пропустили её с воинскими почестями. После войны в своём имении Ново-Фетинино Наталья Александровна возвела храм Всех Святых в честь победы русской армии над французами.
Всю жизнь Наталью Александровну согревала любовь её отца. А его слава помогала в самые трудные времена. Фамилия Суворова открывала перед Наташей любые двери. Благодарная дочь свято берегла память о батюшке. Она даже перевезла в своё имение деревянный дом, в котором Суворов написал книгу «Наука побеждать». И всегда помнила слова, сказанные им однажды: «Смерть моя для Отечества, жизнь моя для Наташи».
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема