Когда-то Илья Ильф, приступая к роману «Двенадцать стульев» и мучаясь над самой первой фразой, решил: пусть будет старомодно и банально: «В уездном городе N…». Самая важная глава жизни самого Ильфа тоже началась старомодно - в уездном городе Одессе. Вот только банальной эту главу не назовёшь, потому что она о настоящей любви.
Илья Ильф и Мария Тарасенко познакомились в трудное послереволюционное время. Начинающий журналист Ильф мечтал перебраться в Москву. Один за другим туда уезжали друзья, а Илья оставался в Одессе и грустил. Грусть прошла, как только в жизни Ильфа появилась Маруся Тарасенко. Она была младше Ильи на семь лет и одну неделю. В свои семнадцать девушка слыла первой красавицей Одессы и подавала большие надежды как художница. Они назначали свидания друг другу в художественной студии. Ильф читал Марии стихи, она писала его портреты. Вечерами он провожал её домой, а ночами писал письма, чтобы утром вручить их своей «милой девочке»: «Мне незачем писать тебе, раз мы можем видеться каждый день, но до утра далеко, и вот я пишу».
Они были знакомы уже два года, когда Илья уехал покорять Москву. Работал целыми днями, а по ночам писал в Одессу: «Что мне Москва? Это ничего, это только, чтобы заслужить тебя». Удивительно, что получая послания, полные любви, Маруся отчаянно ревновала Ильфа к своим воображаемым соперницам. Ильф, читая письма с упреками в нелюбви, расстраивался и просил Марусю об одном: ничего не усложнять. Но не усложнять романтическая девушка не могла. Ведь даже собираясь просто написать письмо, она красила губы и наряжалась, представляя, что Илья её видит. Он приревновал её только один раз в жизни, после того, как долго не получал ответа из Одессы. Написал резкую записку. Она ответила: «Зачем вы такой, зачем? Я говорю, что люблю вас и буду ждать много, очень. Это для меня — всё». Ильф плакал, читая эти строки. Больше размолвок в их жизни не было.
Маруся переехала в Москву и влюблённые стали мужем и женой. Жили в коммуналке, где за стеной у соседей-татар была настоящая лошадь. Бытовые трудности Марусю не пугали, хоть ржание и мешало спать. Мария чувствовала себя чудесно. Писала картины и немного работала в журналах. Жили Ильфы скромно, если не сказать бедно. У Ильи даже приличных брюк не было. А те, что были, носились на пару с Юрием Олешей, который жил в той же квартире. Эти штаны имели такой потрёпанный вид, что Маруся, приняв их за тряпку, однажды вымыла ими пол.
Когда Ильф увлёкся фотографией, главной его моделью стала любимая жена. Маруся у шкафа, Маруся за роялем, Маруся в пальто, – снимков было огромное множество. И самый изумительный - Маруся с крестом. Этот крест на нитке из гранатовых бусин - подарок Ильи - Мария хранила всю жизнь.
В 1936 году в семье родилась дочка Саша. Ильф обожал девочку и придумал ей нежное прозвище Пига – поросёночек. Приходящих в дом гостей тащил посмотреть на младенца и спрашивал: «Правда, моя дочь красавица?».
Маруся и Саша часто оставались одни. Отец семейства уезжал в командировки. Но не успевал поезд отойти от Москвы, как Ильф начинал скучать и писал домой: «Нежные мои девочки, я очень хочу видеть вас обеих. Помню о вас и люблю вас бесконечно». Тоска по семье была такой, что Ильф отказался от поездки на Кубу, которую ему предложили во время путешествия по Америке. Заманчивому вояжу Илья предпочёл своих «дочек», как он называл Марию и Сашу. Но из Америки писатель вернулся уже неизлечимо больным. Туберкулёз развивался стремительно. Маруся сбивалась с ног, разыскивая лекарства и врачей. Но спасти Ильфа уже никто не мог. Умирая, он сказал жене: «Оставляю тебе мою Сашеньку. В память о себе».
Они прожили вместе 13 счастливых лет. Смерть мужа стала для Маруси страшным ударом. Она пережила Илью почти на полвека, но боль от утраты не утихала. Замуж Мария больше не вышла. Вырастила дочь и обожала внука Илью, который был точной копией деда. Всю жизнь Мария Николаевна хранила письма Ильфа. На одном из них её рукой сделана приписка: «Мне очень скучно без него, скучно давно, с тех пор, как его нет. И вот сейчас, когда прошло много лет и я читаю его письма, я плачу…»
В семейной жизни Ильи Ильфа и Марии Тарасенко было много любви и много нежности. Говорят, что такие высокие чувства могут возникнуть только в провинции. Они там и возникли – в уездном городе Одессе, где век назад мальчишки писали мелом на асфальте: «Иля + Маруся…»
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер