Гал., 211 зач., IV, 28 — V, 10.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Библейская книга Бытия, пожалуй, самая важная и глубокая книга Ветхого Завета. Дело не только в том, что в ней содержится рассказ о сотворении Богом мира и человека, а также трагическая история грехопадения первых людей, книга Бытия целиком представляет собой богословское осмысление человека, его места в мире и его предназначения. Делается это через множество самых разных образов. Вообще, книга Бытия, несмотря на то, что она относится к разделу так называемых исторических книг Священного Писания, имеет самое прямое и непосредственное отношение к духовной жизни любого человека, в том числе и христианина, без знания этой книги попросту невозможно понять очень многие тексты авторов Нового Завета и, как следствие, невозможно применить к своей жизни написанное.
Апостол Павел, будучи по рождению евреем, а по образованию фарисеем, конечно же, прекрасно знал Ветхий Завет, знал он и богословие книги Бытия. Взяв за основу иудейское прочтение этой книги, Павел преобразовал его в соответствии с духом и смыслом евангельского благовестия.
Сегодняшний отрывок Послания к Галатам начинается с апостольского рассуждения относительно судьбы детей праотца Авраама. На первый взгляд эти рассуждения кажутся немного странными и несколько неуместными. Причём тут Исаак и всё, с ним связанное? Какое нам — христианам — дело до всей этой древней истории? Но без знания происходившего с детьми Авраама мы не сможем понять сути дальнейших слов апостола. У Авраама было два сына: первый — Измаил — был рождён от служанки Агари, и он не был тем сыном, относительно которого Аврааму были даны Богом многие обетования, он был, если можно так выразиться, сыном отчаяния, ведь Аврааму к тому времени было 86 лет, его веры оказалось недостаточно, чтобы дальше ждать рождения сына от Сарры. Вместе с этим Измаила можно назвать и так, как его без упоминания имени называет в этом отрывке апостол Павел — «сыном плоти», ведь Авраам, ослабев в вере, пошёл на поводу исключительно земных рассуждений, плодом же стал Измаил. Позже у Авраама родился и второй сын, так, как это и было предречено Богом, — Исаак. Его рождение не связано ни с чем земным, оно было Божиим волеизъявлением, на это указывает и тот факт, что ко времени рождения Исаака его матери Сарре было 90 лет, а отцу — Аврааму — 99.
Апостол Павел уверяет, что христиане — наследники Исаака, то есть в нашей вере и в нашем обетовании нет ничего земного, ничего плотского, ничего нечистого и ничего человеческого. Вера в Христа Воскресшего — это возвещение абсолютной духовной свободы, которую ни в коем случае нельзя как бы то ни было предавать, от неё нельзя отказываться, идя на поводу земных устремлений и сиюминутных соображений, эту свободу нужно сохранять и беречь в самих себе, о чём апостол Павел и написал галатийским христианам, а вместе с ними всем нам: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.