
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 211 зач., IV, 28 — V, 10.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Библейская книга Бытия, пожалуй, самая важная и глубокая книга Ветхого Завета. Дело не только в том, что в ней содержится рассказ о сотворении Богом мира и человека, а также трагическая история грехопадения первых людей, книга Бытия целиком представляет собой богословское осмысление человека, его места в мире и его предназначения. Делается это через множество самых разных образов. Вообще, книга Бытия, несмотря на то, что она относится к разделу так называемых исторических книг Священного Писания, имеет самое прямое и непосредственное отношение к духовной жизни любого человека, в том числе и христианина, без знания этой книги попросту невозможно понять очень многие тексты авторов Нового Завета и, как следствие, невозможно применить к своей жизни написанное.
Апостол Павел, будучи по рождению евреем, а по образованию фарисеем, конечно же, прекрасно знал Ветхий Завет, знал он и богословие книги Бытия. Взяв за основу иудейское прочтение этой книги, Павел преобразовал его в соответствии с духом и смыслом евангельского благовестия.
Сегодняшний отрывок Послания к Галатам начинается с апостольского рассуждения относительно судьбы детей праотца Авраама. На первый взгляд эти рассуждения кажутся немного странными и несколько неуместными. Причём тут Исаак и всё, с ним связанное? Какое нам — христианам — дело до всей этой древней истории? Но без знания происходившего с детьми Авраама мы не сможем понять сути дальнейших слов апостола. У Авраама было два сына: первый — Измаил — был рождён от служанки Агари, и он не был тем сыном, относительно которого Аврааму были даны Богом многие обетования, он был, если можно так выразиться, сыном отчаяния, ведь Аврааму к тому времени было 86 лет, его веры оказалось недостаточно, чтобы дальше ждать рождения сына от Сарры. Вместе с этим Измаила можно назвать и так, как его без упоминания имени называет в этом отрывке апостол Павел — «сыном плоти», ведь Авраам, ослабев в вере, пошёл на поводу исключительно земных рассуждений, плодом же стал Измаил. Позже у Авраама родился и второй сын, так, как это и было предречено Богом, — Исаак. Его рождение не связано ни с чем земным, оно было Божиим волеизъявлением, на это указывает и тот факт, что ко времени рождения Исаака его матери Сарре было 90 лет, а отцу — Аврааму — 99.
Апостол Павел уверяет, что христиане — наследники Исаака, то есть в нашей вере и в нашем обетовании нет ничего земного, ничего плотского, ничего нечистого и ничего человеческого. Вера в Христа Воскресшего — это возвещение абсолютной духовной свободы, которую ни в коем случае нельзя как бы то ни было предавать, от неё нельзя отказываться, идя на поводу земных устремлений и сиюминутных соображений, эту свободу нужно сохранять и беречь в самих себе, о чём апостол Павел и написал галатийским христианам, а вместе с ними всем нам: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
Видеоувеличитель для Даниеля Галлямова

Даниелю 14 лет. Ему важно быть в движении, что-нибудь придумывать, ставить цели и достигать их. С детства Даниель занимался каратэ, плаванием и футболом, а позже нашёл себя в самокатном спорте. Кроме этого, подросток интересуется дизайном одежды. Ему нравится экспериментировать — перешивать старые вещи и создавать собственный стиль.
Ещё недавно Даниель строил планы, как будет участвовать в спортивных соревнованиях и разрабатывать свою коллекцию одежды. Но в его насыщенную жизнь вмешалась болезнь. Год назад подросток заметил, что начал хуже видеть буквы, детали и лица, но очки не помогали. Оказалось, что всему виной редкое заболевание, при котором постепенно погибают клетки зрительного нерва.
Узнав об этом, Даниель решил, что будет учиться с этим жить. Впереди его ждёт поддерживающая терапия. Она поможет замедлить течение болезни и сохранить зрение. А прямо сейчас подростку необходима вещь, без которой он не сможет продолжать учиться и творить — это видеоувеличитель.
За помощью в приобретении дорогостоящей техники, родители Даниеля обратились в благотворительный фонд «Люди-маяки». На его ресурсах уже открыт сбор для подростка. Вы можете его поддержать и тем самым подарить Даниелю возможность видеть. Чтобы оставить любую посильную помощь, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Античность и христианство о человеке». Пётр Пашков
У нас в гостях был доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как христианство изменило отношение к человеку по сравнению с античностью, почему именно христианство дало возможность увидеть в человеке личность, обладающую свободой, и как античный мир принимал новые отношения человека с Богом.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Виктор Горбач
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач.
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере и о пути к священническому служению.
Разговор начинается с истории прихода отца Виктора к вере: его крещения в детстве, жизни на «атеистическом» Сахалине поздне-советских лет, первых воспоминаний о Пасхе и появления на острове священников в конце 80-х — начале 90-х годов.
Гость вспоминает, как впервые зашёл в приспособленное под храм помещение рядом со школой, как стал петь на клиросе, впервые попал в алтарь и как участие во встрече Казанской иконы Божией Матери в 1995 году стало для него поворотным моментом. Отец Виктор рассказывает о том, что привело его к размышлению о выборе пути священства и об обстоятельствах, которые помогли ему принять решение о рукоположении.
В беседе затрагиваются трудности первых лет служения: отсутствие храмов, бытовые проблемы, недостаток священнослужителей, ответственность перед прихожанами и необходимость заслуживать доверие людей. Разговор — о служении на Сахалине, искушениях, помощи мирян и о памяти новомучеников, которая поддерживает верующего в испытаниях и вдохновляет на верность Церкви.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Сергей Платонов
Все выпуски программы Светлый вечер











