
Гал., 208 зач., III, 23 — IV, 5.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что услышанном отрывке апостол Павел обращается к одной из своих излюбленных тем — теме закона и веры. По его словам, несмотря на то, что закон Моисея перестал играть определяющую роль в жизни верующего человека, в прошлом он выполнял важную функцию. На эту функцию Павел указывает при помощи образа воспитателя-раба, который по-древнегречески назывался педагогос. Такой человек, живя в доме своих хозяев, играл важную роль в воспитании ребёнка. Каждый день он сопровождал его в школу и приводил обратно домой. Сам он не принимал участия в обучении, однако своим поведением, манерами, умением держаться и заботиться он должен был являть ребёнку пример мужества и высокого достоинства. Вот такой, по словам Павла, была и функция закона. Его основная задача заключалась в том, чтобы привести человека ко Христу. Подготовить и сформировать его внутренний мир для принятия благодати спасения. Закон не призывал человека к тому совершенству, к которому его призывает Евангелие. Он делал акцент на том, чтобы человек для начала научился быть человеком, то есть поступал с окружающими так, как хочет, чтобы они поступали с ним. Чтобы он научился быть благодарным Богу и выражал свою благодарность в признании единобожия и соответствующем религиозном ритуале. Можно сказать, что закон Моисея был начальной школой духовной и религиозно-общественной жизни. Но самое главное, как бы парадоксально это ни прозвучало, закон должен был научить людей, что они не в состоянии его полностью исполнить. Человек не может заработать спасение единственно своими силами. Как бы дотошно ты ни исполнял ритуальные предписания, как бы щепетильно ты ни следовал церковному уставу, какими бы благочестивым ты ни прослыл среди людей, это не поможет тебе допрыгнуть до неба. Так, в результате попыток тщательно исполнить закон у человека естественно должна была родиться мысль о том, что он совершенно бессилен. Он не может сам управлять своей жизнью так, чтобы направлять её в русло спасения. Даже самый благочестивый всегда просчитывается, всегда делает ошибки, оступается, нарушает разного рода уставные предписания. Не по злобе и не по вредности, а просто по немощи человеческой природы. Потому что память подводит, потому что есть слабости, есть разного рода болезни тела и души, есть сомнения и страхи. Замечательно об этом свидетельствует преподобный Сисой Великий. Когда он умирал, то сказал окружавшей его братии монастыря: «вижу грехов моих, как песок морской. А потому я не положил ещё и начало покаянию». А по этой причине спасти человека может только Бог при помощи чуда. Таким чудом и стало пришествие Христа, Который принёс людям благодать. Божественную силу, способную в ответ на усердие человека овладеть его сердцем, его душой, умом и телом и сформировать в нём необходимые для спасения мысли и чувства, помочь совершать действительно богоугодные поступки и произносить верные слова. Одним словом, дать ему спасительную, живую веру. Это и означают слова апостола Павла о том, что «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». То есть те, кто принял крещение и стал жить согласно Евангелию, которое призывает нас к деятельной любви, тот оделся во Христа. То есть обрёл с Ним то единство, которое независимо от дел закона открывает нам путь в Царство Небесное.
Храм святителя Николая Чудотворца. Город Прохладный (Кабардино-Балкария)

В восточной части Кабардино-Балкарии стоит на берегу реки Малки город Прохладный. Считается, что это поэтичное название придумал в конце восемнадцатого века граф Павел Потёмкин, наместник императрицы Екатерины Второй на Кавказе. Царский чиновник объезжал владения в жаркий летний день по пыльной дороге и решил отдохнуть в одном из казачьих поселений между городами Моздок и Азов. Графа порадовала речная свежесть и тенистые кроны деревьев, и он нарёк сторожевой пост «Прохладный».
В начале девятнадцатого века через это поселение прошёл почтовый тракт, связавший Россию с Закавказьем. Казачья станица стала развиваться. В 1823 году здесь построили храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Деревянное здание сгорело спустя полвека. На его месте в 1886 году возвели каменную церковь. Ей также дали имя угодника Божия Николая.
Никольский храм стал в станице Прохладной центром просвещения и общественной жизни. Прихожане заботились о сиротах, помогали бедным и больным, поддерживали семьи заключённых. При церкви действовала школа. Здесь осваивали грамоту не только дети, но и взрослые жители станицы.
После революции 1917 года прихожане Никольского храма сплотились вокруг священника Михаила Проскурякова. В августе 1937-го отца Михаила арестовали и через несколько дней расстреляли. В храме власти устроили зернохранилище. Позже здание собирались снести, но верующим удалось его отстоять.
Вновь молитва в Никольской церкви зазвучала 19 декабря 1942 года, в престольный праздник. Станица Прохладная к этому времени уже получила статус города. Его многочисленные жители просили в храме милости у Бога для своих близких, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. С тех пор богослужения в Прохладном не прекращались.
Никольская церковь стала кузницей церковных кадров. Более двадцати юношей, которые в разное время несли здесь послушание, приняли священный сан. Один из них — епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин). Есть надежда, что эта традиция продолжится и в будущем. Основанием тому — живой интерес, с которым сегодня юные жители Прохладного посещают воскресную школу при храме святителя Николая.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Чай с липой

Фото: Trần Toàn / Unsplash
Липовая аллея в глубине старого парка по утрам всегда пуста. Я люблю приходить сюда, когда липа цветёт, и наполняет воздух сладким, медовым ароматом. Но сегодня я, кажется, не один — чуть поодаль, в стороне от дорожки, пожилая женщина обрывает липовый цвет. С нижних веток почти все цветки уже сорвали другие. Старушка прыгает, пытаясь добраться повыше. Упругие ветки липы не поддаются, и вырываются из её рук, оставляя только большие, шершавые листья. Я прохожу мимо, но почему-то всё время оглядываюсь. Маленькая фигурка вдалеке всё подпрыгивает... И вдруг меня осеняет: я ведь могу ей помочь! В рюкзаке есть пакет. Рост у меня подходящий.
Спешу к женщине. Говорю:
— Бабушка, посидите на скамейке, а я нарву вам липы!
Она всплеснула руками от неожиданности, и лицо её расцвело благодарной, доброй улыбкой. Справился я быстро. И когда протянул старушке большой, пахнущий мёдом, пакет, она снова улыбнулась — светло и счастливо. А потом, словно старые друзья, мы сидели с ней на лавочке под деревом, и она рассказывала мне рецепт самого вкусного в мире липового чая.
С тех пор я полюбил чай с липой. Он напоминает мне тот день, когда я почувствовал счастье просто от того, что кому-то помог.
Текст Анна Покровская читает Дмитрий Певцов
Все выпуски программы Утро в прозе
Тёплая снежинка

Фото: micheile henderson / Unsplash
Дочка с самого утра не отстаёт: «Мама, давай вырезать снежинки!». Это её недавно в детском саду научили. А мне некогда, перед Новым годом дел невпроворот! Но дочь ходит за мной по пятам, и я сдаюсь. Достаю бумагу, маленькие ножницы, и мы садимся за стол. Когда же я последний раз вырезала снежинки? Наверно, ещё в школе. И вот обычная бумага в моих руках превращается в тонкое белое кружево. Вьются причудливые узоры, и, словно нежные крылья бабочки, невесомая снежинка падает на стол. Смотрю на дочь. Она сосредоточенно работает ножницами, и, кажется, не замечает ничего вокруг. Наконец, готово! Дочка, затаив дыхание, разворачивает свою снежинку. Смеётся, хлопает в ладоши от радости. И пусть узор на этой снежинке простоват и не слишком тонок, я точно знаю: она самая красивая, самая лучшая! Потому что сделана с любовью. Я приклею дочкину снежинку на окно, на самое видное место. И в самый сильный мороз при взгляде на неё мне будет тепло.
Текст Анна Покровская читает Арина Кирсанова
Все выпуски программы Утро в прозе