Я благодарна коллеге, которая рассказала мне о многодетной маме и педагоге Ольге Оводовой. Думаю, её история никого не оставит равнодушным!
Супруги Оводовы из Подмосковья называют себя счастливыми обладателями мощного ресурса — дружной семьи. В посёлке Менделеево все знают их семейство: маму Ольгу, папу Илью и восьмерых детей, пятеро из которых — приёмные. Некоторые соседи недоумевают: зачем, мол, им столько чужих ребятишек, особенно больных? Ольга — математик, а Илья — программист. Когда-то супруги окончили школу-интернат, носящую имя математика Андрея Колмогорова, при Московском университете. Правда, учились там в разное время, а познакомились на встрече выпускников.
Когда у Оводовых было трое детей, в семью взяли десятилетнего Сергея, мальчика из детдома. «Мы пережили сложный период его подросткового возраста, но Серёжа смог окончить школу и получить профессию автомеханика, — вспоминает Ольга. — Сейчас он живёт с женой отдельно от нас и говорит, что самое главное для него — семья».
Через десять лет супруги удочерили Арину — «весёлую и курносую», как характеризует школьницу приёмная мама. Тогда же Ольга увидела на сайте благотворительного фонда «Измени одну жизнь» видеоанкету Вари. Женщине понравилась неунывающая девочка, несмотря на врождённые физические особенности. У Вари артрогрипоз — патология опорно-двигательной системы, связанная с деформацией рук и ног. «До решения удочерить ребёнка-инвалида, как правило, надо дозреть. Мне для этого понадобился год», — признаётся Ольга.
Врачи говорили, что Варя никогда не сможет ходить, но семье удалось поставить её на ноги! Специалисты Федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Альбрехта провели операции по выпрямлению стоп, разогнули колени, снабдили ортезами. Теперь Варя ходит, хоть и с поддержкой. Она хорошо учится, хочет стать программистом, участвует в вокальных конкурсах, любит путешествовать с родителями, братьями и сёстрами.
В какой-то момент Ольга Оводова заинтересовалась жизнью незрячих людей и поняла, что смогла бы воспитать такого ребёнка. «Божий мир прекрасен, и показать его человеку, которому не дано видеть, — настоящая творческая задача», — поясняет она. Так в семье появилась Анжела, слепая от рождения. Девочку прооперировали, теперь она кое-что видит и даже читает крупные буквы! Ольгу радует, что Анжела задаёт много вопросов и каждый день открывает для себя что-то новое: слушает аудиосказки, собирает кулинарные рецепты, прыгает на батуте.
А пятой приёмной дочкой Ольги и Ильи оказалась Виктория — давняя подруга детей Оводовых, которая после смерти мамы осталась сиротой.
В 2018 году Ольга победила в конкурсе «Героиня нашего времени», организованном журналом «Домашний очаг». Главным призом стал дом от одной из строительных компаний. Но Ольга Оводова посоветовалась с мужем и отказалась от нового жилья в пользу своих друзей — семьи Клюквиных, воспитывающих четырёх кровных и двух приёмных ребят. Поистине — у этой женщины огромное сердце, в котором хватает места всем: детям и родителям, друзьям и ученикам!
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема