
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 196 зач., XII, 20 — XIII, 2.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сурово и жёстко сегодня слово апостола Павла, обращённое к коринфянам. Оно звучит как угроза и предупреждение: смотрите, не исправитесь — когда приду, уже не пощажу! Главная проблема для апостола — нераскаянность коринфян. Некоторые из числа принявших христианство в Коринфе так и не смогли расстаться с прежними греховными делами, которые шли вразрез с требованиями Евангелия. Но, учитывая, что в то время Коринф — богатый торговый город, крупный порт, где постоянно происходит обмен не только товарами, нет ничего удивительного, что коринфяне смотрели на христианскую нравственность с определённым предубеждением: это всё хорошо, но вот местами — явный перебор! И, как пишет сам апостол, укоряя коринфян, они не только знали о бесстыжем и вызывающем поведении грешников, но даже не спешили их отговаривать изменить образ жизни и принести покаяние.
Казалось бы, между коринфянами 1-го века и нами, жителями 21-го — огромная временная пропасть. А проблема — как была, так и остаётся: никуда не исчезло желание «разбавить христианство водичкой» — чтобы не было столь категоричным, обжигающим. «Лайт-православие», «обновленчество», да и каких только не придумали терминов, чтобы обозначить эту тенденцию — убрать из христианства всё то, обо что спотыкается грехолюбивая человеческая природа.
Но в своём послании апостол даёт чёткий ключ к пониманию проблемы: «мы не сильны против истины, но сильны за истину». Какими бы трудноподъёмными ни казались заповеди, но они — истинны, и тот, кто прилагает хотя бы малое усилие по выполнению их — сам того не замечая, оказывается быстро вовлечённым в этот мощный поток истины. Тот же, кто, напротив, пытается идти наперекор — все свои силы растрачивает впустую: и истине не повредит, и себе пользы не принесёт.
Апостол с трудом сдерживает себя от применения той духовной власти, которую получил от Бога, — он буквально на грани и поэтому предпочитает обратиться не с живым словом лицом к лицу — но через текст, тем самым ещё раз предоставляя возможность коринфянам исправиться. Такое «отсроченное» обличение ещё раз показывает, насколько велико было терпение апостола — он очень не хочет являться перед ними грозным обличителем, нетерпимым к вольностям — а хочет прийти как добрый отец к нашедшим правильную дорогу жизни детям.
Вот и нам, дорогие друзья, хорошо бы поучиться у апостола такому «отсроченному обличению» — чтобы не торопиться ухватить грешника в его падении, а предоставить возможность созреть настоящему, не вынужденному, покаянию!..
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. О поэте Иннокентии Анненском

Сегодня 1 сентября. В этот день в 1855 году родился поэт и драматург Иннокентий Анненский.
О значении его творчества и педагогической деятельности для русской культуры — протоиерей Артемий Владимиров.
Любители русской словесности отмечают 170-летний юбилей со дня рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского — русского поэта, педагога, переводчика, критика, жизнь и деятельность которого связана с Царским Селом и Николаевской гимназией, где этот выпускник Московского университета преподавал многие десятилетия.
Анна Андреевна Ахматова отмечала, что скромнейший и почти безвестный при жизни поэт Иннокентий Анненский, по существу, проложил дорогу всем жанрам новой русской поэзии, оставаясь при этом несравненным по тонкости, по глубине лирического чувства, по профессионализму, глубине проникновения в смысл слов маэстро.
Один из учеников Иннокентия Анненского — Николай Гумилёв, творчество которого было куда известнее, чем у его педагога.
Нас привлекает в личности Анненского удивительное смирение и скромность, которых так не хватает нам, людям XXI столетия, особенно тем, кто со своим словом обращается к большой аудитории.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. Об истории праздника День знаний

Сегодня 1 сентября. День знаний.
Об истории праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
День знаний памятен каждому из нас: волнение детей, родителей, первые звонки, радостные лица учителей и учеников. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступает порог школы и вступает в новую, уже школьную, жизнь.
Этот праздник появился в советское время, хотя до середины 30-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года. Официально празднование Дня знаний 1 сентября было учреждено 15 июня 1984 года специальным правительственным указом об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний.
С тех пор прошло уже много десятилетий, и сегодня в России создаётся новая система школьного образования, которая должна стать наследницей всего лучшего, что было создано в нашей отечественной педагогике.
История нашей родины убедительно свидетельствует, что даже самое широкое образование, лишённое нравственного основания и правильного воспитания, может стать причиной незащищённости человека, да и всего общества, от самых разных пагубных и разрушительных влияний современного мира.
А для этого школа должна всегда иметь ориентир на ценностное воспитание учащихся, укоренённое в традициях духовной жизни нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема