— Доброе утро, Владимир Николаевич! Вы, я смотрю, с рюкзаком. В путешествие собрались?
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! На дачу еду. Собираюсь немножко свой домик облагородить. Нашёл вчера дочкину коллекцию репродукций мировых шедевров — она вырезала из журналов. Дай, думаю, в рамки вставлю и стены украшу.
— Как интересно!
— Очень! Я уже и таблички сделал красивые — автор, название, год создания картины. Только на одной репродукции никаких данных нет. А она мне так понравилась! Там доктора в белых халатах, три женщины и мужчина-бородач, осматривают больное ухо девочки-подростка. Бедняжка зябнет, в шаль кутается, видно, температура у неё. А доктора глядят заботливо, лица у них мудрые. Вот как узнать, кто написал картину?
— Если бы я могла взглянуть на неё, возможно, назвала бы автора.
— Так я вам её сейчас покажу! Она у меня вот здесь, в рюкзаке, в папке... Вот, пожалуйста, Маргарита Константиновна!
— Да, я узнаю полотно! Это одна из самых выразительных работ художницы Эмилии Шанкс — «Медицинский осмотр в русской богадельне».
— Где же здесь богадельня? На картине нет старичков.
— Богадельня — это не только дом для престарелых, но и любое благотворительное заведение. Название произошло от словосочетания «дело, которое совершается ради Бога». Эмилия Шанкс запечатлела сюжет из жизни детского приюта. Таких в России немало открыли в восьмидесятых годах девятнадцатого века, когда была написана эта картина.
— Необычная какая фамилия у художницы — Шанкс.
— Отец Эмилии был англичанином.
— А почему вдруг англичанка заинтересовалась темой благотворительности в России?
— Эмилия Шанкс родилась и выросла в Москве — её папа состоял в русском купечестве, владел магазином на Кузнецком мосту. Эмилия ничем не отличалась от своих московских ровесниц. В отрочестве она близко дружила со старшей дочерью Льва Толстого, Татьяной, и очень любила книги писателя. Художнице были близки идеи сострадания, помощи бедным.
— А рисовать Эмилия где так научилась?
— Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По итогам учёбы получила серебряную медаль.
— Мастер, что говорить! Смотрите, как правдиво картина написана. Люди на ней словно живые.
— Верно, Владимир Николаевич! К тому же работа правдива и с исторической точки зрения. Как вы обратили внимание, среди докторов на картине всего один мужчина и три женщины. Сегодня нам такой расклад кажется привычным, а в девятнадцатом веке он выглядел революционно. Эмилия Шанкс подчеркнула в своей работе, что в России появились женщины-врачи.
— Так вот когда милые дамы начали работать докторами.
— В конце девятнадцатого века медицина была для женщин скорее служением, чем работой. Но всё изменилось после земской реформы 1864 года. Суть реформы была в создании местных органов власти в российских губерниях и уездах. Таким образом, заботу о больных и бедных в провинциях взяло на себя местное самоуправление — земство. В сёлах и небольших городах одна за другой стали открываться больницы и богадельни. Возникла острая нехватка врачей.
— И женщины восполнили собой этот дефицит?
— Именно так. Многие дамы почувствовали тогда призвание послужить народу. И правительство создало условия, чтобы этот порыв реализовался — в Санкт-Петербурге открылись высшие медицинские курсы для девушек, а земствам позволили принимать выпускниц на работу. Вот такими они и были, первые русские женщины-врачи — как на картине Эмилии Шанкс.
— А где сейчас находится полотно «Медицинский осмотр в русской богадельне», не знаете, Маргарита Константиновна?
— Знаю. На родине отца Эмилии Шанкс, в Великобритании, в краеведческом музее города Челмсфорд. Картина русской художницы с английскими корнями свидетельствует жителям туманного Альбиона о традициях милосердия в России.
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема