
Павел Корин «Реквием. Русь уходящая», 1925-1959 гг.
— Маргарита Константиновна, а почему в музейном зале стоит огромный пустой холст? Это экран для видеопроектора?
— Нет, Наташенька, это экспонат. Может быть, самый главный здесь, в доме-музее Павла Корина.
— Но как чистое полотно может быть важнее готовых картин? Взять хотя бы вот эту работу, что стоит рядом с пустым холстом. Она небольшая, но такая выразительная. В храме на фоне иконостаса выстроились люди. Епископы, священники, монахи и миряне. И какие у них светлые лица! Иконописные...
— Это как раз финальный эскиз для гигантского полотна под названием «Реквием», огромной незавершённой работы Павла Корина. Художник трудился над ней почти тридцать пять лет, с 1925 по 1959 год — писал этюды, портреты героев. Подготовил гигантское — пять на девять метров, полотно для итоговой картины, загрунтовал его, но так и не коснулся кистью.
— Но почему?
— Трудно сказать, по какой причине Корин не стал воплощать свой «Реквием» на большом холсте. Нельзя утверждать, что Павел Дмитриевич не успел — он прожил еще много лет после того, как был готов финальный эскиз. И от замысла художник не отказывался. Да, он писал другие картины, выполнял заказы, как частные, так и государственные, даже получил звание народного художника СССР. Но «Реквием» оставался для него главной идеей.
— А в чём эта идея состояла?
— Корин задумал написать «Реквием» во время похорон патриарха Тихона в апреле 1925 года. Сотни тысяч людей пришли тогда в Донской монастырь проститься с любимым архипастырем. Пришли, хотя знали, что могут пострадать за это от безбожных властей. Павел Корин смотрел на людской поток, и думал, что видит последнее торжество православной веры в России. И захотел запечатлеть момент прощания с русским православием. Позднее он дал ещё одно название своей работе — «Русь уходящая».
— А почему люди на картине стоят спиной к алтарю?
— Думаю, автор изобразил своих современников обращёнными к зрителю на фоне иконостаса, чтобы их лица оказались в одном ряду с образами святых. Павел Корин начал работу над «Реквиемом» с портретов людей, которых видел на отпевании патриарха. Когда настала пора собрать героев на одно полотно, из них почти никого не осталось в живых. Кто-то сгинул на Колыме и в других лагерях, кто-то погиб на Бутовском полигоне. Это были уже мученики нового времени, пострадавшие за веру во Христа.
— Художник по памяти рисовал героев картины?
— Кого-то по памяти, а кто-то приходил к художнику в мастерскую. Митрополит Трифон (Туркестанов), например. Вот он на картине, в первых рядах, в ярко-красном облачении. Молитвенник, талантливый проповедник, любимый народом архипастырь.
— А кого вы ещё здесь можете назвать?
— Тут о каждом персонаже можно рассказывать. Высокий седой монах, что держит крест перед собой — игумен Митрофан (Тихонов). Он умер в тюрьме в 1941 году. Рядом с ним, слева — архимандрит Никита (Курочкин), претерпевший несколько арестов и ссылок. Тут и расстрелянный большевиками священник из Палеха, Иоанн Рождественский. И блаженный слепец Данила, что служил певчим в Высоко-Петровском монастыре, пока обитель не закрыли. И старец-схимник Агафон (Лебедев) — он скончался в тюремном лазарете в 1938 году. Всех и не перечислишь.
— Картина похожа на поминальную молитву. Жаль, что художник не стал переносить изображение на большой холст.
— С одной стороны, ты права — действительно, жаль. А с другой, финальный эскиз картины «Реквием» и подготовленное для неё гигантское полотно можно рассматривать как единое целое. Это уникальный экспонат дома-музея Павла Корина и событие в истории русской живописи. Чистый белый холст искусствоведы теперь называют иконой света. Он стал образом того благословенного Божьего пространства, которое приняло многострадальных героев полотна «Русь уходящая».
«Пасха. Светлая седмица». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в Пасхальное воскресенье, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Светлой седмицы, днях памяти Иверской иконы Богородицы, иконы «Живоносный источник», собора преподобных отцов, на горе Синай подвизавшихся.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Поможем купить лекарство для Лёши из Воронежа

Лёше Дукмасу из Воронежа 6 лет, и он по-детски радуется всяким житейским мелочам. Например, когда младший брат просыпается раньше и можно побольше с ним поиграть, или когда удаётся выбраться с папой на прогулку в лес. Также Лёше нравится что-нибудь чинить в доме папиными инструментами, ему важно быть полезным.
«У сына есть мечта — стать пожарным или полицейским. Для него они — настоящие супергерои, и он хочет быть таким же храбрым, помогая людям», — рассказывает папа.
В свои 6 лет Лёша уже по-своему храбрый. Полтора года он сражается с тяжёлым недугом. У него в крови не хватает клеток, которые отвечают за свёртывание крови. И это ставит жизнь мальчика под угрозу. А ещё лишает его любимых активных занятий — катания на самокате и велосипеде.
За это время Лёша прошёл сложное лечение: 32 таблетки в день и многочасовые капельницы. Но пока болезнь не отступила. Мальчик знает о своём диагнозе, запоминает результаты анализов и сам собирает вещи перед очередной поездкой в больницу. Он там уже освоился и нашёл друзей, играет с ними в настольные игры.
Сейчас Лёша находится дома, однако по-прежнему остаётся под наблюдением врачей. Чтобы снизить риск обострения болезни, ему назначили регулярные уколы. Препарат, который необходим мальчику — дорогостоящий, и семья не в силах полностью его оплатить, поэтому обратилась за помощью в фонд «ДоброСвет».
«Хочется верить, что однажды ему не придётся проходить лечение, и он сможет заниматься всем, что любит, без ограничений и даже стать пожарным», — делится папа.
Если вы хотите поддержать Лёшу Дукмаса из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преодоление сложностей в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями нового выпуска программы «Семейный час» стали настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о том, с какими сложностями, проблемами и испытаниями сталкиваются семьи в современном мире, об их преодолении, и как в этом может помочь опыт Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час