— Маргарита Константиновна, а почему в музейном зале стоит огромный пустой холст? Это экран для видеопроектора?
— Нет, Наташенька, это экспонат. Может быть, самый главный здесь, в доме-музее Павла Корина.
— Но как чистое полотно может быть важнее готовых картин? Взять хотя бы вот эту работу, что стоит рядом с пустым холстом. Она небольшая, но такая выразительная. В храме на фоне иконостаса выстроились люди. Епископы, священники, монахи и миряне. И какие у них светлые лица! Иконописные...
— Это как раз финальный эскиз для гигантского полотна под названием «Реквием», огромной незавершённой работы Павла Корина. Художник трудился над ней почти тридцать пять лет, с 1925 по 1959 год — писал этюды, портреты героев. Подготовил гигантское — пять на девять метров, полотно для итоговой картины, загрунтовал его, но так и не коснулся кистью.
— Но почему?
— Трудно сказать, по какой причине Корин не стал воплощать свой «Реквием» на большом холсте. Нельзя утверждать, что Павел Дмитриевич не успел — он прожил еще много лет после того, как был готов финальный эскиз. И от замысла художник не отказывался. Да, он писал другие картины, выполнял заказы, как частные, так и государственные, даже получил звание народного художника СССР. Но «Реквием» оставался для него главной идеей.
— А в чём эта идея состояла?
— Корин задумал написать «Реквием» во время похорон патриарха Тихона в апреле 1925 года. Сотни тысяч людей пришли тогда в Донской монастырь проститься с любимым архипастырем. Пришли, хотя знали, что могут пострадать за это от безбожных властей. Павел Корин смотрел на людской поток, и думал, что видит последнее торжество православной веры в России. И захотел запечатлеть момент прощания с русским православием. Позднее он дал ещё одно название своей работе — «Русь уходящая».
— А почему люди на картине стоят спиной к алтарю?
— Думаю, автор изобразил своих современников обращёнными к зрителю на фоне иконостаса, чтобы их лица оказались в одном ряду с образами святых. Павел Корин начал работу над «Реквиемом» с портретов людей, которых видел на отпевании патриарха. Когда настала пора собрать героев на одно полотно, из них почти никого не осталось в живых. Кто-то сгинул на Колыме и в других лагерях, кто-то погиб на Бутовском полигоне. Это были уже мученики нового времени, пострадавшие за веру во Христа.
— Художник по памяти рисовал героев картины?
— Кого-то по памяти, а кто-то приходил к художнику в мастерскую. Митрополит Трифон (Туркестанов), например. Вот он на картине, в первых рядах, в ярко-красном облачении. Молитвенник, талантливый проповедник, любимый народом архипастырь.
— А кого вы ещё здесь можете назвать?
— Тут о каждом персонаже можно рассказывать. Высокий седой монах, что держит крест перед собой — игумен Митрофан (Тихонов). Он умер в тюрьме в 1941 году. Рядом с ним, слева — архимандрит Никита (Курочкин), претерпевший несколько арестов и ссылок. Тут и расстрелянный большевиками священник из Палеха, Иоанн Рождественский. И блаженный слепец Данила, что служил певчим в Высоко-Петровском монастыре, пока обитель не закрыли. И старец-схимник Агафон (Лебедев) — он скончался в тюремном лазарете в 1938 году. Всех и не перечислишь.
— Картина похожа на поминальную молитву. Жаль, что художник не стал переносить изображение на большой холст.
— С одной стороны, ты права — действительно, жаль. А с другой, финальный эскиз картины «Реквием» и подготовленное для неё гигантское полотно можно рассматривать как единое целое. Это уникальный экспонат дома-музея Павла Корина и событие в истории русской живописи. Чистый белый холст искусствоведы теперь называют иконой света. Он стал образом того благословенного Божьего пространства, которое приняло многострадальных героев полотна «Русь уходящая».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».