
Павел Корин «Реквием. Русь уходящая», 1925-1959 гг.
— Маргарита Константиновна, а почему в музейном зале стоит огромный пустой холст? Это экран для видеопроектора?
— Нет, Наташенька, это экспонат. Может быть, самый главный здесь, в доме-музее Павла Корина.
— Но как чистое полотно может быть важнее готовых картин? Взять хотя бы вот эту работу, что стоит рядом с пустым холстом. Она небольшая, но такая выразительная. В храме на фоне иконостаса выстроились люди. Епископы, священники, монахи и миряне. И какие у них светлые лица! Иконописные...
— Это как раз финальный эскиз для гигантского полотна под названием «Реквием», огромной незавершённой работы Павла Корина. Художник трудился над ней почти тридцать пять лет, с 1925 по 1959 год — писал этюды, портреты героев. Подготовил гигантское — пять на девять метров, полотно для итоговой картины, загрунтовал его, но так и не коснулся кистью.
— Но почему?
— Трудно сказать, по какой причине Корин не стал воплощать свой «Реквием» на большом холсте. Нельзя утверждать, что Павел Дмитриевич не успел — он прожил еще много лет после того, как был готов финальный эскиз. И от замысла художник не отказывался. Да, он писал другие картины, выполнял заказы, как частные, так и государственные, даже получил звание народного художника СССР. Но «Реквием» оставался для него главной идеей.
— А в чём эта идея состояла?
— Корин задумал написать «Реквием» во время похорон патриарха Тихона в апреле 1925 года. Сотни тысяч людей пришли тогда в Донской монастырь проститься с любимым архипастырем. Пришли, хотя знали, что могут пострадать за это от безбожных властей. Павел Корин смотрел на людской поток, и думал, что видит последнее торжество православной веры в России. И захотел запечатлеть момент прощания с русским православием. Позднее он дал ещё одно название своей работе — «Русь уходящая».
— А почему люди на картине стоят спиной к алтарю?
— Думаю, автор изобразил своих современников обращёнными к зрителю на фоне иконостаса, чтобы их лица оказались в одном ряду с образами святых. Павел Корин начал работу над «Реквиемом» с портретов людей, которых видел на отпевании патриарха. Когда настала пора собрать героев на одно полотно, из них почти никого не осталось в живых. Кто-то сгинул на Колыме и в других лагерях, кто-то погиб на Бутовском полигоне. Это были уже мученики нового времени, пострадавшие за веру во Христа.
— Художник по памяти рисовал героев картины?
— Кого-то по памяти, а кто-то приходил к художнику в мастерскую. Митрополит Трифон (Туркестанов), например. Вот он на картине, в первых рядах, в ярко-красном облачении. Молитвенник, талантливый проповедник, любимый народом архипастырь.
— А кого вы ещё здесь можете назвать?
— Тут о каждом персонаже можно рассказывать. Высокий седой монах, что держит крест перед собой — игумен Митрофан (Тихонов). Он умер в тюрьме в 1941 году. Рядом с ним, слева — архимандрит Никита (Курочкин), претерпевший несколько арестов и ссылок. Тут и расстрелянный большевиками священник из Палеха, Иоанн Рождественский. И блаженный слепец Данила, что служил певчим в Высоко-Петровском монастыре, пока обитель не закрыли. И старец-схимник Агафон (Лебедев) — он скончался в тюремном лазарете в 1938 году. Всех и не перечислишь.
— Картина похожа на поминальную молитву. Жаль, что художник не стал переносить изображение на большой холст.
— С одной стороны, ты права — действительно, жаль. А с другой, финальный эскиз картины «Реквием» и подготовленное для неё гигантское полотно можно рассматривать как единое целое. Это уникальный экспонат дома-музея Павла Корина и событие в истории русской живописи. Чистый белый холст искусствоведы теперь называют иконой света. Он стал образом того благословенного Божьего пространства, которое приняло многострадальных героев полотна «Русь уходящая».
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема