Картина Исаака Левитана «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» родилась благодаря его путешествию в Ивановскую область. Старинный храм был давно закрыт, но живописцу удалось попасть в него и передать его таинственную атмосферу.

— Когда я смотрю на картину Левитана «Над вечным покоем», мне всегда хочется войти в церквушку, что стоит над Волгой на высоком холме. А вам, Маргарита Константиновна, интересно, что там внутри?
— Конечно, Ваня! И мы с тобой можем туда заглянуть!
— Как это? Вы шутите?
— Вовсе нет! Летом 1888 года Исаак Левитан побывал в этом храме и написал картину, которая так и называется — «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге». Она тоже выставлена здесь, в Третьяковской галерее. Вот, смотри.
— Какая картина... Таинственная! В церкви никого. Деревянные стены, низкие своды. Полумрак. Солнечные лучи играют бликами на золоте иконостаса, на окладах древних икон. И кажется, что слышен запах ладана.
— Левитан — мастер доносить до зрителя ощущения, которые, казалось бы, невозможно передать через изображение. Его картины настолько живые, что ты полностью погружаешься в их атмосферу. Церковь Петра и Павла в Плёсе, маленьком городке Ивановской губернии, поразила художника своей таинственностью не меньше, чем тебя сейчас.
— Левитан оставил воспоминания об этом?
— Не он, а его спутница, художница Софья Кувшинникова. В её дневнике сохранился рассказ о том, как они с Исааком Ильичом смогли попасть внутрь Петропавловской церкви. Сделать это было непросто — храм уже долгое время стоял закрытым.
— А почему?
— Из-за ветхости. В конце девятнадцатого века старинная церковь нуждалась в ремонте. Художники нашли священника, у которого хранились ключи. Батюшка не только согласился отрыть храм для гостей, но и отслужил молебен. Во время богослужения Левитан был необычайно сосредоточен и взволнован. Софья Петровна заметила слёзы у него на глазах.
— А после службы художники зарисовали церковь изнутри?
— Да, гостеприимный хозяин позволил Левитану и Кувшинниковой сделать несколько эскизов. Благодаря этому мы имеем представление, какой Петропавловская церковь была внутри.
— Была?
— К сожалению. Храм Петра и Павла сгорел от удара молнии в 1903 году, через три года после смерти Левитана.
— Значит, нет больше маленькой деревянной церквушки на высоком холме над Волгой, над вечным покоем?
— Есть, Ваня. Почти восемьдесят лет холм пустовал. А в 1982 году в Плёс перевезли деревянную церковь семнадцатого века из Ивановской области — Храм Воскресения Христова. Он очень похож на сгоревший, Петропавловский. Те же бревенчатые стены, остроконечная двускатная кровля, маленький купол-луковка.
— Если доведётся побывать в Плёсе, непременно схожу в Воскресенскую церковь. Должно быть, под её сводами так же красиво, как в храме на полотне Исаака Левитана. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что открыли мне ещё один шедевр Третьяковской галереи — картину «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге».
Грамотный петух

Жил-был в одном селе Петух. Много раз попадал он в лапы Лисы, но всякий раз удавалось ему спастись благодаря своему уму и находчивости.
Клевал однажды Петух на поляне за селом зёрнышки, вдруг видит: крадётся к нему Лиса. До дома бежать далеко, рыжая точно догонит и схватит. Ничего не оставалось Петуху, как взлететь на стоящий рядом вяз и кое-как примоститься на ветке.
Подошла к дереву Лиса и спрашивает:
— Эй, Петух? Почему ты, как только меня увидел, так высоко взлетел? Испугался что ли?
— А ты что, хотела бы, чтобы я побежал навстречу и стал с тобой обниматься? — ответил ей Петух.
— Вот именно! — говорил Лиса. — Разве ты не знаешь? Наш правитель по всем улицам и базарам разослал глашатаев и велел им кричать: «Отныне во всём моём государстве ни одна живая душа, ни один зверь не смеет обижать слабого. Да будут впредь волки и овцы пить воду из одного колодца, лисы и зайцы жить в одной норе, а соколы и воробьи жить в одном гнезде». Наверное, ты ещё ничего не слышал и не читал? Новые указы повелителя повсюду развешаны...
— Разумеется, читал, — говорит Петух. — Не одна ты у нас грамотная.
— А если так, спускайся скорее ко мне, пойдём с тобой вместе в лес гулять, — обрадовалась Лиса.
— Гулять хорошо с весёлой компанией, а не вдвоём, — отвечает Петух. — Сейчас спущусь. Ты только подожди немножко, пусть сюда подбегут другие звери. Мне хорошо сверху видно, как они к нам спешат. Тогда все вместе и погуляем.
— Что ещё за звери? Какие такие звери? — насторожилась Лиса.
Посмотрел Петух вдаль и говорит:
— За клубами пыли мне их плохо видно, они как ветер сюда летят. Похожи на волков, но вроде не они...
— Да ты получше приглядись, — просит Лиса.
— Серые — как волки, только уши и хвосты длинней, — говорит Петух. — Похожи на собак. Точно, это же овчарки моего хозяина. Мне уже и лай их слышно... Наверное, голодные.
— Овчарки?!! — воскликнула Лиса и, поджав хвост, бросилась в лес наутёк.
— Эй, почему ты убегаешь? — крикнул ей вдогонку Петух. — Мы же хотели вместе погулять?
— Я передумала. С тобой бы я, может, и погуляла, но только не с овчарками, — донеслось из-за кустов.
— Разве ты не говорила, что правитель повелел всем зверям не обижать слабых?
— А что, если овчарки были в степи и не слышали указа нашего повелителя? Вдруг они, в отличие от тебя, не грамотные и не сумели его прочесть? Ваши овчарки могут меня разорвать на куски.
Сказала это Лиса и скрылась в чаще.
А Петух слетел с дерева и поспешил домой, решив, что лучше он будет на хозяйском дворе зёрнышки искать под присмотром сторожевых собак. Так-то оно правильнее будет.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 84. Богослужебные чтения

Разбитое корыто, у которого оказалась старуха из знаменитой сказки Александра Пушкина, прочно ассоциируется с полнейшей неудачей в жизни. В каком-то смысле с разбитым корытом бытия однажды остался народ еврейский, когда был пленён Вавилонским царством и лишён родины. О последствиях этой национальной катастрофы повествует нам псалом 84-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 84.
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твоё даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Евреи находились в плену у Вавилона почти 60 лет. Затем политические обстоятельства изменились, и им разрешили вернуться в историческую Палестину. Надо сказать, жуткая разруха ожидала евреев на месте. Храм был разрушен, Иерусалим тоже пребывал в неутешительном состоянии. Как же отреагировал на всё перечисленное народ еврейский? А никак. Вместо того, чтобы восстановить храм, богослужение, вообще поблагодарить Бога за освобождение, древние иудеи начали поскорее обустраивать личный быт.
Их, конечно, можно было понять. Кушать-то, и правда, хотелось. Но вот незадача. Земля отказывалась приносить урожай. И, наконец, до евреев дошло, что они увлеклись важными, но, тем не менее, второстепенными вещами, совершенно забыв про Бога. Составитель псалма 84-го (имя его нам неизвестно) как раз на это обстоятельство и указывает. А также просит Господа о милости. Вот что читаем мы в псалме: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова. Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас».
От лица всего народа автор псалма кается за неразумие и духовную слепоту. А ещё обещает Богу, что древние евреи придут в себя, поймут, что не хлебом единым жив человек. И урожай может доставить радость только тогда, когда совесть человека не обременена грехами, когда человек живёт в мире с Богом. И автор псалма понимает, что людям требуется чёткий ориентир, духовная опора в жизни. Иными словами — нужно восстановить храм и храмовое богослужение. Тогда-то всё и наладится. Зазвучит молитва и благословит людей и землю. И та обязательно принесёт урожай.
Так, собственно, и получилось. Когда евреи вспомнили о Боге и покаялись, отстроили заново храм в Иерусалиме, наступила долгожданная гармония. Или как читаем мы в псалме: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес».
Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. Давайте же усвоим урок, преподанный древним евреям. Преподанный не потому, что Бог ревнив и жесток, а потому что без Бога никакое земное благополучие радости принести не может. Только в согласии с заповедями Господними мы можем найти в этой жизни пусть временную, пусть относительную, но всё же гармонию. Будем же держаться за Бога, Ему воздавая честь и хвалу, посещая богослужения, молясь дома, и во всём остальном нам тогда будет сопутствовать благословение Небес.
Псалом 84. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 84. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 84. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.