
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В то время, когда пишется только что прозвучавшее послание, иерусалимская община, откуда христианство начало распространяться по всему миру, очень нуждалась в материальной поддержке. Поэтому апостол, обращаясь к христианам города Коринф, просит их не забывать свою молочную мать. Он призывает их к щедрости.
В пример Павел приводит образ действия Самого Спасителя. Будучи Богом, Который сотворил этот мир, Он не погнушался стать простым человеком и унизиться до позорной смерти на кресте. Это беспрецедентный пример щедрости. Господь отказывается от Своего могущества, жертвует всеми царскими регалиями ради нашего спасения. Апостол предлагает коринфским христианам всегда держать подобный пример перед своим взором и не позволять себе оставаться безучастным, когда речь идёт о людях, оказавшихся в трудной ситуации. При этом он делает немаловажное пояснение: «ибо это полезно вам». То есть щедрость полезна не только тем, кто получает поддержку, но и тем, кто её проявляет. В чём же польза?
На ум приходит одна аналогия. Какой бы чистой ни была прохладная родниковая вода, когда она попадает в запруду, из которой нет протока, и застаивается, то неизбежно становится тёплой и мутной. Чем дольше она стоит, тем больше превращается в грязное, затхлое болотце. Так и в духовной жизни. Если мы не отдаём те дары, которые получили, если не направляем их на служение окружающим, они пропадают. Как в мультике про золотую антилопу, где золото жадного раджи превратилось в итоге в черепки. Лишь тогда, когда мы щедро делимся с другими, Господь Своей благодатью не только восполняет то, что мы отдали, но и преумножает.
И в этом одна из базовых истин христианской жизни. «Даром получили, даром отдавайте», — говорит Христос. Мы можем отдавать материальные блага, но не только их. Поэтому в начале отрывка апостол перечисляет духовные и душевные таланты, которыми обладали коринфяне и которыми могли поделиться: вера, дар слова, познание, усердие, любовь. Всё это нельзя держать в себе, но необходимо направлять на окружающих, которые могут страдать от нехватки этих даров. Именно через нас они могут равномерно распределяться между верующими. Более того, если отдал, то получишь то, что отдал в ещё большей степени. Да. Такой закон установил Господь: чем больше отдаём, тем больше в итоге получаем, чтобы снова отдать. Так совершается круговорот любви. И всё Евангелие в первую очередь учит нас именно этому. Такую веру оно называет живой, действенной и противопоставляет её формально-обрядовой.
Беда, когда человек, придя в Церковь зацикливается на себе и трясётся в страхе, что Бог может наказать его за тот или иной проступок. Вся его церковная жизнь превращается в болезненное самокопание и самобичевание. Он питает себя иллюзией, что когда-нибудь наступит момент и он сможет сказать Богу: «ну всё, теперь я чистый и у Тебя не может быть ко мне никаких претензий. Давай, спасай меня». Поэтому и по жизни он идёт как по минному полю, боясь испортить свою репутацию в глазах Бога и окружающих нарушением какого-либо из многочисленных предписаний устава. Это мёртвая вера, основанная на эгоизме, который скрывается под маской благочестия. Эта больная вера, которая подпитывается иллюзией, что ты можешь стать хорошим во всех отношениях для всех сразу.
Это не означает, что обряд и ритуальное благочестие не нужны. Это означает, что подлинно верующий иначе расставляет акценты. Он сосредоточен в первую очередь на том, как послужить ближнему, а потому о своих несовершенствах и о разного рода формальных правилах он думает в последнюю очередь. Да, в чём-то он может ошибаться, он ведь простой человек, но он чувствует на собственном опыте, что за бескорыстное и самоотверженное служение Бог не обратит внимание на его недостатки, покроет их своей милостью и в нужный момент избавит от них. Замечательно сказал об этом пророк Исаия, обращаясь от имени Господа к ритуально и житейски благочестивым иудеям: «К чему Мне множество жертв ваших?... воскурение отвратительно Мне; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть... Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придёте — и рассудим... Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Прислушаемся к словам Писания. Если хотим обрести веру живую и действенную, начнём совершать конкретные дела ради тех, кто нас окружает. Отдавать им то, чем сами хоть в какой-то мере обладаем. Лишь в этом случае та благодать, которая даётся нам в таинствах Церкви, не превратится в затхлое болотце, но, словно родниковая вода, побежит дальше, к другим людям, чтобы восполнить их духовную пустоту и вернуться к нам ещё более обильными потоками, в которых живут мир, удовлетворение и покой.
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема