2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В то время, когда пишется только что прозвучавшее послание, иерусалимская община, откуда христианство начало распространяться по всему миру, очень нуждалась в материальной поддержке. Поэтому апостол, обращаясь к христианам города Коринф, просит их не забывать свою молочную мать. Он призывает их к щедрости.
В пример Павел приводит образ действия Самого Спасителя. Будучи Богом, Который сотворил этот мир, Он не погнушался стать простым человеком и унизиться до позорной смерти на кресте. Это беспрецедентный пример щедрости. Господь отказывается от Своего могущества, жертвует всеми царскими регалиями ради нашего спасения. Апостол предлагает коринфским христианам всегда держать подобный пример перед своим взором и не позволять себе оставаться безучастным, когда речь идёт о людях, оказавшихся в трудной ситуации. При этом он делает немаловажное пояснение: «ибо это полезно вам». То есть щедрость полезна не только тем, кто получает поддержку, но и тем, кто её проявляет. В чём же польза?
На ум приходит одна аналогия. Какой бы чистой ни была прохладная родниковая вода, когда она попадает в запруду, из которой нет протока, и застаивается, то неизбежно становится тёплой и мутной. Чем дольше она стоит, тем больше превращается в грязное, затхлое болотце. Так и в духовной жизни. Если мы не отдаём те дары, которые получили, если не направляем их на служение окружающим, они пропадают. Как в мультике про золотую антилопу, где золото жадного раджи превратилось в итоге в черепки. Лишь тогда, когда мы щедро делимся с другими, Господь Своей благодатью не только восполняет то, что мы отдали, но и преумножает.
И в этом одна из базовых истин христианской жизни. «Даром получили, даром отдавайте», — говорит Христос. Мы можем отдавать материальные блага, но не только их. Поэтому в начале отрывка апостол перечисляет духовные и душевные таланты, которыми обладали коринфяне и которыми могли поделиться: вера, дар слова, познание, усердие, любовь. Всё это нельзя держать в себе, но необходимо направлять на окружающих, которые могут страдать от нехватки этих даров. Именно через нас они могут равномерно распределяться между верующими. Более того, если отдал, то получишь то, что отдал в ещё большей степени. Да. Такой закон установил Господь: чем больше отдаём, тем больше в итоге получаем, чтобы снова отдать. Так совершается круговорот любви. И всё Евангелие в первую очередь учит нас именно этому. Такую веру оно называет живой, действенной и противопоставляет её формально-обрядовой.
Беда, когда человек, придя в Церковь зацикливается на себе и трясётся в страхе, что Бог может наказать его за тот или иной проступок. Вся его церковная жизнь превращается в болезненное самокопание и самобичевание. Он питает себя иллюзией, что когда-нибудь наступит момент и он сможет сказать Богу: «ну всё, теперь я чистый и у Тебя не может быть ко мне никаких претензий. Давай, спасай меня». Поэтому и по жизни он идёт как по минному полю, боясь испортить свою репутацию в глазах Бога и окружающих нарушением какого-либо из многочисленных предписаний устава. Это мёртвая вера, основанная на эгоизме, который скрывается под маской благочестия. Эта больная вера, которая подпитывается иллюзией, что ты можешь стать хорошим во всех отношениях для всех сразу.
Это не означает, что обряд и ритуальное благочестие не нужны. Это означает, что подлинно верующий иначе расставляет акценты. Он сосредоточен в первую очередь на том, как послужить ближнему, а потому о своих несовершенствах и о разного рода формальных правилах он думает в последнюю очередь. Да, в чём-то он может ошибаться, он ведь простой человек, но он чувствует на собственном опыте, что за бескорыстное и самоотверженное служение Бог не обратит внимание на его недостатки, покроет их своей милостью и в нужный момент избавит от них. Замечательно сказал об этом пророк Исаия, обращаясь от имени Господа к ритуально и житейски благочестивым иудеям: «К чему Мне множество жертв ваших?... воскурение отвратительно Мне; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть... Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придёте — и рассудим... Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Прислушаемся к словам Писания. Если хотим обрести веру живую и действенную, начнём совершать конкретные дела ради тех, кто нас окружает. Отдавать им то, чем сами хоть в какой-то мере обладаем. Лишь в этом случае та благодать, которая даётся нам в таинствах Церкви, не превратится в затхлое болотце, но, словно родниковая вода, побежит дальше, к другим людям, чтобы восполнить их духовную пустоту и вернуться к нам ещё более обильными потоками, в которых живут мир, удовлетворение и покой.
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница