
1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Между современным обществом и античной цивилизацией сходства больше, чем нам иногда кажется. В первую очередь, это касается жителей больших городов. Как тогда, две тысячи лет назад, так и сегодня многие обитатели мегаполисов внимательно следят за поддержанием своего имиджа в глазах окружающих. Семь раз на дню смотрятся в зеркало, следят за модными тенденциями, регулярно обновляют гардероб.
Если говорить о первом веке по Рождестве Христовом, то одним из центров по-столичному обильной жизни в Римской империи был, конечно же, Коринф, жители которого славились достатком. Значительная часть обитателей города проводила время на рынках, продавая и покупая самые разные товары. Накапливая личный капитал, жители Коринфа пытались компенсировать различие между собой и афинянами. Последние славились своей образованностью. Коринфяне, которых в империи считали торгашами, выставляли напоказ свою роскошь и как бы заявляли — мы, возможно, не столь умны, как жители Афин, но зато значительно богаче.
В 52 году по Рождестве Христовом в Коринфе оказался апостол Павел. Туда он прибыл как раз из Афин, где проповедь его была отвергнута членами Ареопага, верховного судилища города. Павел полагал, что и в Коринфе его миссия будет не слишком удачной. Но всё сложилось иначе. За полтора года, проведённых в Коринфе, апостолу Павлу удалось многих язычников обратить в христианство и собрать из них крепкую общину.
Это не означало, впрочем, что коринфяне-христиане вели безоблачное существование. Почти сразу после отъезда апостола Павла в Коринфской Церкви начались серьёзные нестроения, преодолеть которые удалось только при помощи обширного послания, которое Павел написал, находясь в Эфесе. Отрывок из первого послания к коринфянам как раз читается сегодня утром во время богослужения.
Одной из причин конфликтов в Коринфской Церкви было то, что некоторые коринфяне-христиане заботились о материальном больше, чем о духовном. Эти люди полагали, что должны по-прежнему следить за престижностью своей жизни. Дескать, живущие окрест язычники посмотрят, насколько хорошо и богато живут христиане и тоже покрестятся. Не все коринфские христиане принимали такую позицию. Многих смущало несоответствие такого подхода к жизни евангельским словам Христа о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное.
Апостол Павел, понимая появившуюся проблему, призывает членов Коринфской Церкви честно взглянуть на себя. Апостол прямо заявляет, что коринфяне далеко не самые умные, не самые благородные, не самые влиятельные жители империи. Если бы Бог оценивал их исходя из человеческого представления об успешности, то коринфяне оказались бы в проигрыше. Но вот парадокс — Бог избрал, например, не интеллектуальных и умеренных афинян, а немного ограниченных и разгульных жителей Коринфа.
Господь увидел в коринфянах нечто большее, чем видели окружающие. Внутри жителей Коринфа жила искренняя готовность поверить во Христа. А потому Бог, как говорит апостол, избирает «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее», преображает его Своей благодатью и делает примером для всех. Павел ясно утверждает, что Бог смотрит не на внешние достижения человека, а на его внутренние качества — прежде всего на готовность искренне верить и жить по вере. А потому коринфяне были призваны апостолом беречь те ценные качества, за которые Бог избрал их. Как и современные православные христиане призваны в первую очередь заботиться о своей душе, а не тратить время на пустые начинания.
Если же говорить о богатстве, то Христос осуждает не его, а человеческие страсти, которые могут основываться на деньгах. А могут вырасти и на неправильном отношении к еде, чувствам, саморазвитию. Достаток — с одной стороны, результат труда, а с другой — инструмент для помощи нуждающимся. Коринфяне, вняв призыву апостола Павла, не перестали работать. Они так же упорно трудились, но полученные средства тратили уже не на то, чтобы угнаться за суетной модой или приобрести успешную репутацию, а на помощь тем, кто оказался в нужде и стеснённых обстоятельствах. Так христиане Коринфа нашли себе применение и посвятили свои таланты служению Богу.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема