1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Между современным обществом и античной цивилизацией сходства больше, чем нам иногда кажется. В первую очередь, это касается жителей больших городов. Как тогда, две тысячи лет назад, так и сегодня многие обитатели мегаполисов внимательно следят за поддержанием своего имиджа в глазах окружающих. Семь раз на дню смотрятся в зеркало, следят за модными тенденциями, регулярно обновляют гардероб.
Если говорить о первом веке по Рождестве Христовом, то одним из центров по-столичному обильной жизни в Римской империи был, конечно же, Коринф, жители которого славились достатком. Значительная часть обитателей города проводила время на рынках, продавая и покупая самые разные товары. Накапливая личный капитал, жители Коринфа пытались компенсировать различие между собой и афинянами. Последние славились своей образованностью. Коринфяне, которых в империи считали торгашами, выставляли напоказ свою роскошь и как бы заявляли — мы, возможно, не столь умны, как жители Афин, но зато значительно богаче.
В 52 году по Рождестве Христовом в Коринфе оказался апостол Павел. Туда он прибыл как раз из Афин, где проповедь его была отвергнута членами Ареопага, верховного судилища города. Павел полагал, что и в Коринфе его миссия будет не слишком удачной. Но всё сложилось иначе. За полтора года, проведённых в Коринфе, апостолу Павлу удалось многих язычников обратить в христианство и собрать из них крепкую общину.
Это не означало, впрочем, что коринфяне-христиане вели безоблачное существование. Почти сразу после отъезда апостола Павла в Коринфской Церкви начались серьёзные нестроения, преодолеть которые удалось только при помощи обширного послания, которое Павел написал, находясь в Эфесе. Отрывок из первого послания к коринфянам как раз читается сегодня утром во время богослужения.
Одной из причин конфликтов в Коринфской Церкви было то, что некоторые коринфяне-христиане заботились о материальном больше, чем о духовном. Эти люди полагали, что должны по-прежнему следить за престижностью своей жизни. Дескать, живущие окрест язычники посмотрят, насколько хорошо и богато живут христиане и тоже покрестятся. Не все коринфские христиане принимали такую позицию. Многих смущало несоответствие такого подхода к жизни евангельским словам Христа о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное.
Апостол Павел, понимая появившуюся проблему, призывает членов Коринфской Церкви честно взглянуть на себя. Апостол прямо заявляет, что коринфяне далеко не самые умные, не самые благородные, не самые влиятельные жители империи. Если бы Бог оценивал их исходя из человеческого представления об успешности, то коринфяне оказались бы в проигрыше. Но вот парадокс — Бог избрал, например, не интеллектуальных и умеренных афинян, а немного ограниченных и разгульных жителей Коринфа.
Господь увидел в коринфянах нечто большее, чем видели окружающие. Внутри жителей Коринфа жила искренняя готовность поверить во Христа. А потому Бог, как говорит апостол, избирает «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее», преображает его Своей благодатью и делает примером для всех. Павел ясно утверждает, что Бог смотрит не на внешние достижения человека, а на его внутренние качества — прежде всего на готовность искренне верить и жить по вере. А потому коринфяне были призваны апостолом беречь те ценные качества, за которые Бог избрал их. Как и современные православные христиане призваны в первую очередь заботиться о своей душе, а не тратить время на пустые начинания.
Если же говорить о богатстве, то Христос осуждает не его, а человеческие страсти, которые могут основываться на деньгах. А могут вырасти и на неправильном отношении к еде, чувствам, саморазвитию. Достаток — с одной стороны, результат труда, а с другой — инструмент для помощи нуждающимся. Коринфяне, вняв призыву апостола Павла, не перестали работать. Они так же упорно трудились, но полученные средства тратили уже не на то, чтобы угнаться за суетной модой или приобрести успешную репутацию, а на помощь тем, кто оказался в нужде и стеснённых обстоятельствах. Так христиане Коринфа нашли себе применение и посвятили свои таланты служению Богу.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.