
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 119 зач., XV, 30-33.
Глава 15.
30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,
31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым,
32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.
33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Очень странно слышать от апостола Павла такое признание в собственном бессилии в деле проповеди о Христе — причём своим же соплеменникам. Он не просто просит, он буквально умоляет христиан Рима взять на себя особый подвиг молитвы, чтобы миссия апостола в Иудее была успешной.
Но разве сам апостол — не яркий образец всепобеждающего действия Святого Духа, когда он с лёгкостью снова и снова обращал ко Христу тысячи чуждых истинной веры? Откуда вдруг такая слабость и испуг?
В этих словах мы, прежде всего, видим искренность апостола. Он ясно осознаёт, что никакими человеческими силами невозможно преодолеть устойчивые представления иудеев о Мессии. Каким бы образованным ты ни был, какими бы риторическими приёмами ни владел в совершенстве, какой бы цепкий и острый ум у тебя ни был. Религиозная убеждённость всегда касается предельных ценностей — за которые, как правило, верующий готов и жизнь отдать — и чтобы эти представления изменить, человек должен лично убедиться в прямом действии Бога.
Готовясь к поездке в Иудею, апостол хорошо понимал: его там не любят и не ждут. Для остальных апостолов он — выскочка и самозванец: ведь его не было рядом со Христом все годы, когда Спаситель проповедовал, исцелял, творил чудеса. И в отличие от других апостолов, Павел не был очевидцем слов и дел Иисуса. Отсюда и подозрительность, отсюда и недоверие ему. По-человечески — вполне понятные и простительные.
И здесь перед нами раскрывается величие веры апостола Павла. Вместо того чтобы остаться в Риме, где его с радостью принимают, или отправиться в другие места, где ему будут рады — он идёт в самую неприветливую среду. И объяснить это можно только тем, что он совершенно не боится собственного провала как миссионера. Ему не страшно показаться окружающим нелепым и неубедительным, столкнуться с презрением и показным отвержением. Ведь для него и так давно уже всё, кроме Христа — сор, пыль, хлам. Он живёт и дышит только исповеданием Христа Богом, все его мысли, все его желания, все его переживания связаны только с Ним. И направляется он в Иудею вовсе не для того, чтобы оправдаться перед другими апостолами: Павел всего лишь послушен велению Духа Божия — и при этом вполне искренне, по-человечески, просит о молитвенной поддержке тех, кто его любит.
Хочется и всем нам пожелать такой же, как у апостола, простоты, искренности и одновременно — огромной, горячей веры — которая единственная может преодолеть все человеческие страхи и беспокойства!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема