Рим., 113 зач., XIV, 6-9.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одна из важных целей, которую апостол Павел ставил перед собой в послании к Римлянам, – подлинное, а не только внешнее, примирение римских христиан, происходивших из иудеев, с христианами, происходившими из язычников. В послании он приводит для этого самые разные аргументы, как богословские, так и нравственные.
С одной стороны, по происхождению и воспитанию апостол был иудеем и прекрасно понимал суть иудейского взгляда на бывших язычников. Некоторые из них говорили так: «Бог даровал откровение и обещал спасение потомкам Авраама. Через Моисея Он дал им закон, который они должны были соблюдать. Этот закон неизменен, так как его даровал сам Господь». И апостолу приходилось доказывать иудеям, что для Бога важны все люди, а не только иудеи… Он должен был богословски обосновывать, что закон был только временной мерой, которая вела ко Христу, и сам он нисколько человека не спасает. С другой стороны, по убеждениям, апостол Павел был ревностным христианином и проповедовал спасение, которое никак нами не заслуживается, но принесено нам исключительно любовью Бога, воплотившегося и даровавшего нам свободу от греха. В этой проповедуемой апостолом Павлом свободе бытовые и ритуальные вещи, о которых так переживали иудеи, становились совершенно неважными, а переживание по их поводу воспринималось, как слабость в вере. Иудеи кичились происхождением и соблюдением закона, а бывшие язычники тем, что они правильнее поняли суть того, что сделал Христос, и каждый находил повод для превозношения перед другим, а свой подход наиболее верным.
Но что же было важно для апостола? - Мир и любовь среди тех, за кого умер Спаситель Иисус Христос! Закон, который привыкли соблюдать иудеи, не стал чем-то запрещенным, и они могли соблюдать его дальше, если для них это было важно, но они не должны были осуждать при этом других. В свою очередь свобода от пищевых ограничений закона была более правильной с богословской точки зрения, но не должна была становиться поводом для превозношения. Собственно вся четырнадцатая глава, отрывок из которой мы слышали, посвящена тому, что в религиозной жизни есть вещи важные и второстепенные. В разных обстоятельствах практика жизни может быть разной, главное, чтобы все, что делается, делалось для Бога, а не для простого угождения плоти. Так, христиане из иудеев продолжали соблюдать субботу и делали это из верности Богу, даровавшему закон. Христиане из язычников – помнили отношение к субботе Спасителя и позволяли себе в этот день работать на благо ближнего. Эти поступки кажутся противоположными по содержанию, но они едины в том, что совершаются по любви к Богу. Бывшие язычники ели все и благодарили Бога, даровавшего им свободу, а бывшие иудеи соблюдали пищевые правила и благодарили Бога, даровавшего им закон. И снова действия, внешне противоположные, но имеющие одну внутреннюю основу в самом человеке – благодарность Богу, Который заботится о людях. При этом важно, что апостол, объединяя в благодарности к Богу разные практики бытовой жизни, не объединяет таким же образом грех и добродетель. Например, он не говорит, что можно одинаково с благодарностью к Богу прощать или быть злопамятным, целомудренным или развращенным. Быт может меняться, но нравственность для апостола непреложна.
Наконец, понимая, что всех примеров не перечислить, апостол говорит о жизни и смерти. Обстоятельства могут сложиться по-разному, один человек живет для ближних и тем самым живет для Бога, другой бывает вынужден за ближних умереть и осмысляет свою смерь как жертву любви. Их поступки кажутся разными, но они едины в том, что каждый из них посвятил Богу всего себя.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.