
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
2 Тим., 292 зач., II, 1-10.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет Тимофея укрепляться на том пути, который он для себя избрал. И хотя апостол использует разные примеры, общий тон отрывка несколько напряженный, ведь Тимофею необходимо укрепляться, переносить страдания, не связывать себя делами житейскими, подвизаться, трудиться и терпеть. После всех этих призывов может возникнуть вопрос: разве нельзя жить как-нибудь поспокойнее, без всех этих подвигов и страданий?
Конечно, можно. Все зависит от того, чего человек хочет от жизни и какие цели он ставит. Может показаться, что необходимость пройти через страдания — это особенность религиозного пути, но апостол приводит примеры, которые относятся к самым разным сферам: к преподаванию, к военной службе, к спорту и сельскому хозяйству. И в каждой из этих сфер человек может страдать и преодолевать те или иные препятствия. Естественно, формы и степени этих страданий разные и, может быть, даже не сопоставимые, но так или иначе, стремясь к своей цели, люди проходят через страдания не только в религии. Там, где наличная действительность не устраивает человека, он задумывается над тем, как изменить ее к лучшему. Учитель видит незнание учеников и, преодолевая их лень и сомнения, ведет их к тому, чтобы они больше узнали о себе и о мире, к тому, чтобы, опираясь на полученные знания, они могли меньше страдать. То же самое с военной службой. Все страдания, которые претерпеваются во время войны претерпеваются ради того, чтобы война скорее завершилась. Любой солдат должен воевать не ради войны, а ради того мирного будущего, к которому он стремится. В религии так же есть особый взгляд на страдание. Впрочем, сегодня понять это непросто, ведь для многих она ограничена лишь культом... Сходили в храм, поставили свечку, отбыли религиозную повинность и с чистой совестью занимаемся своими делами. Напротив графы «религия» можно поставить галочку. И, естественно, в такой парадигме нет места страданиям... Точнее они есть, но лишь как то, чего надо избежать. В таком случае религия оказывается не связана со страданиями, она используется как средство их преодоления. Человек думает так: если я страдаю — значит Бог меня за что-то наказал. Надо с Ним помириться и все будет нормально, жизнь придет в норму.
Но апостол-то явно пишет о чем-то другом. Это не просто страдания от внешних причин, но подвиг во имя исцеления всего мира. Пусть в древнем Риме христиан гнали, пусть им приходилось переносить преследования язычников — в итоге империя стала христианской и внешние страдания закончились надолго. Но не закончились страдания личные, нравственные и духовные. Апостол призывает Тимофея быть стойким воином, но, в первую очередь, в войне духовной, потому что войны физически начинаются только тогда, когда у людей не хватает духовных сил и любовь уступает место ненависти. Человеку может казаться, что он ведет духовную борьбу и даже переносит страдания, но, если цель его — житейская выгода — эта борьба не увенчается успехом. Зная это, апостол наставляет Тимофея переносить страдания правильно, с понимаем того, что победа во внешнем невозможна без главной победы — внутренней. Именно поэтому, желая ученику правильного понимания всего, что происходит, Павел призывает его помнить Господа Иисуса Христа, Который побеждал не внешней силой, но силой Божией и праведной жизнью.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема