
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 111 зач., XIII, 1-10.
Глава 13.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем или слышим эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам, нам стоит помнить о том, что сам Павел остался до конца верен той идее, которую он здесь сформулировал. Апостол, как мы знаем, закончил свою жизнь мученической кончиной, причиной которой стало соответствующее решение светских властей Рима. Вообще, если мы посмотрим на жизнь апостола Павла, то увидим, что он никогда не выступал против существовавшего в его время порядка, даже тогда, когда его брали под стражу и судили, он принимал это как должное, как то, что имеет своим источником не столько человеческую, сколько божественную волю.
Впрочем, такое отношение к власти не было специфически павловым. Если мы внимательно прочитаем библейскую книгу Исход, то найдём в ней такие слова: «Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22:28). Этого принципа придерживался и Сам Господь наш Иисус Христос, Он также не позволял Себе нарушать библейскую заповедь, а потому Он с совершеннейшим смирением принял суд как синедриона, так и кесаря. Принял их несмотря на то, что суд синедриона был в высшей степени незаконным: синедрион самим фактом своего ночного заседания и процедурой его проведения нарушил установленный порядок. Но мы не видим каких-либо возмущений, апелляций и воззваний со стороны Воплощённого Бога. Так поступал и апостол Павел, он тоже принимал решения судов, которые рассматривали обвинения против него.
И дело здесь не в переживании особой сакральности власти и не в том, что власть не может ошибаться. Может. И ошибается. Дело в глубоком ощущении абсолютной зависимости каждого конкретного человека от Бога, Который может попустить несправедливость, но для того человека, который окажется способным даже за явной несправедливостью видеть Бога, ошибка властей в конечном итоге обернётся вечной славой, так, как это произошло с Христовым апостолом Павлом и со многими другими людьми, оставшимися до конца верными слову Священного Писания.
«Музыка и вера». Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный

Гостями программы «Вечер воскресенья» были участники арт-группы «Ларго» Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный.
Наши гости рассказали, как музыка и пение помогли им прийти к вере и в Церковь, как духовные песнопения стали важной частью их репертуара и как они ощущают явную поддержку от Бога на их творческом пути.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 11. Богослужебные чтения

Как уберечь себя от лживых людей и перестать лукавить самому? Ответ на этот вопрос находим в 11-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Автор прозвучавшего псалма, царь Давид, изображает весьма трагичную ситуацию. Не осталось на земле ни одного праведного человека. Сердце каждого притворно, уста каждого — уста льстивые, и каждый говорит ложь своему ближнему. Эти строки очень напоминают слова, которые Господь произнёс после великого потопа: «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Иначе говоря, перед нами не просто сетования псалмопевца о том, что есть на свете злые люди, которые своим коварным языком, притесняют невинных. Нет. Скорее, он говорит о том духовном недуге, которым поражён всякий из нас.
Все мы в силу того, что рождены в этом мире, от самого своего рождения несём в себе семя греха. В частности, это проявляется в том, что каждый сам себе хозяин и преследует собственные цели. На этом пути обман окружающих и самого себя — главный инструмент. Каждый из нас, по словам псалмопевца, так говорит сам себе: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Кто-то лжёт сознательно, пренебрегая всеми культурными нормами. А кто-то пытается сохранить лицо, изображая из себя порядочного человека. Но делает это всякий. Поэтому и говорит Давид в другом своём псалме: «Всяк человек ложь». И в другом месте добавляет: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в них нет спасения».
Кому же можно в конечном счёте доверять? Где правда? Давид даёт ответ на этот вопрос. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». То есть истина только у Бога. И полное доверие может быть только к Нему. Более того, псалмопевец намекает на то, что только те люди, которые поддерживают живую связь с Творцом, получают возможность избавиться от патологической лживости. Господь врачует их сердце, изгоняет из него дух лукавства и всякой неправды. Как говорит сегодня Давид, «истребит Господь все уста льстивые».
Царь Давид имел не только большой житейский опыт, но как Божий пророк был сведущ и в духовной жизни. Он прекрасно знал, как сложно иногда сохранить честность. В его собственной судьбе тоже были случаи, когда он лгал. Чего стоит его увлечение Вирсавией, мужа которой он послал на смерть, чтобы завладеть женщиной. Поэтому Давид знал, что в некоторые минуты правда перед самим собой бывает мучительно убийственна для нашего больного эгоизма, который во что бы то ни стало желает получить своё. Знал, как сладка и упоительна бывает ложь. Знал, как больно бывает не врать в первую очередь самому себе.
Но вместе с этим Давид прекрасно знал и цену такого самообмана. Какие разрушительные последствия он несёт за собой. И ещё он отчетливо видел, что самому человеку не справиться с теми фантазиями, которые наполняют его сердце и удерживают его в этом королевстве кривых зеркал. Нет у нас никаких собственных сил, чтобы выбраться из этого морока. Он слишком глубоко въелся в нашу природу. А потому здесь мало одних теоретических знаний о Боге. Здесь не поможет никакой моральный кодекс, никакая философия. Единственное, что может помочь, — живой Господь. Его Дух, который наполняет сердце и возвращает нам трезвый взгляд на себя, на свои отношения с людьми и на жизнь в целом. А потому и призывает царь и пророк Давид всякого из нас искать Творца. Лишь вместе с Богом можно шагнуть в тот мир, в котором меркнет всякая наша правда, но ярким светом горит Его вечная Истина.