Крестьянская трапеза глазами художницы Зинаиды Серебряковой - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Крестьянская трапеза глазами художницы Зинаиды Серебряковой

Поделиться Поделиться

Важно научиться жить без спешки и суеты. Даже когда много работы, хорошо бы находить время для отдыха и спокойной трапезы, чтобы восполнить свои силы. Как это делает пара на полотне «Крестьяне» художницы дворянского происхождения Зинаиды Серебряковой.


«Крестьяне», Зинаида Серебрякова, 1914 г., из собрания Третьяковской галереи

— Маргарита Константиновна, вы любите пикники?

— Конечно, Ваня! Всегда приятно пообедать на природе, подышать свежим воздухом, полюбоваться пейзажами. Но почему ты вдруг вспомнил про пикники, находясь в Третьяковской галерее?

— Картина Зинаиды Серебряковой «Крестьяне» навеяла такие мысли. Увидел, как мужчина отрезает большой кусок хлеба от круглого ржаного каравая, а женщина рядом с ним наливает молоко из глиняного кувшина, и тоже захотелось! Вот так же, среди спелых колосьев!

— Ну, Ванечка, крестьянский обед во время сбора урожая на поле трудно назвать пикником! Если сравнивать с более понятной тебе реальностью, он скорее похож на перекус во время ответственного экзамена.

— Если вы про ЕГЭ, Маргарита Константиновна, то там можно только шоколадку, если у неё обертка не шуршит, или бутерброд. Ну, или яблоко. И все это школьники глотают, не жуя, боятся лишнюю минуту потерять. А на картине Серебряковой крестьяне едят с таким достоинством! Неужели они не торопятся?

— Конечно, торопятся, ведь в конце лета, во время сбора урожая, один день целый год кормит. Но это не означает, что нужно суетиться. Есть такая поговорка — «дело верши, да не спеши».

— Ну, еда — это разве дело?

— Ещё какое важное! Ведь без еды человек не сможет восполнить силы и продолжать трудиться. А для крестьянина средней полосы России хлеб на столе всегда считался милостью Божией.

— Почему?

— Потому что он доставался с большим трудом. Нелегко возделывать землю в условиях нашего климата, с непредсказуемыми трудностями вроде затяжных дождей или засухи. Крестьяне горячо молились каждый день, чтобы Господь помог вырастить урожай. И когда вкушали хлеб, непременно благодарили Создателя. В такие моменты нельзя торопиться.

— Деревенские жители были настолько верующие?

— Об их вере свидетельствует само слово крестьяне — то есть немного измененное в просторечии «христиане». И Зинаида Серебрякова неспроста дала такое название своей картине, она понимала его глубокий смысл.

— Художница тоже из крестьянской семьи?

— Нет, она дворянка. Но родилась и выросла в деревне, в имении своих родителей Нескучное на границе Курской и Харьковской губерний. Зинаида Евгеньевна с детства наблюдала труд сельских жителей и относилась к нему с почтением. Свою глубокую симпатию к крестьянам художница выразила в цикле картин под названием «Жатва». Этой серии она посвятила несколько лет в начале двадцатого века.

— И полотно «Крестьяне» тоже из цикла «Жатва»?

— Да. Оно написано в 1914 году.

— В то время крестьянки вправду носили такие ярко-красные блузки и платки, как на героине картины?

— Этот цвет очень любили в народе, красный — значит, красивый. И Зинаида Серебрякова в избытке использовала его в своей работе как символ красоты своих героев — и внешней, и внутренней. Крестьянин торжественно режет хлеб. Движения его жены плавны, как молоко, струящееся из кувшина. Сцена полуденного отдыха исполнена величавого спокойствия и тишины.

— Так хочется тоже сбавить скорость и проживать каждый день вот так же — вдумчиво, без спешки.

— Да, Ваня. Жизнь не должна превращаться в поток суеты. И всякая трапеза в ней может быть действом, которое совершается перед Богом — как на картине «Крестьяне» в Третьяковской галерее.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем