Важно научиться жить без спешки и суеты. Даже когда много работы, хорошо бы находить время для отдыха и спокойной трапезы, чтобы восполнить свои силы. Как это делает пара на полотне «Крестьяне» художницы дворянского происхождения Зинаиды Серебряковой.
— Маргарита Константиновна, вы любите пикники?
— Конечно, Ваня! Всегда приятно пообедать на природе, подышать свежим воздухом, полюбоваться пейзажами. Но почему ты вдруг вспомнил про пикники, находясь в Третьяковской галерее?
— Картина Зинаиды Серебряковой «Крестьяне» навеяла такие мысли. Увидел, как мужчина отрезает большой кусок хлеба от круглого ржаного каравая, а женщина рядом с ним наливает молоко из глиняного кувшина, и тоже захотелось! Вот так же, среди спелых колосьев!
— Ну, Ванечка, крестьянский обед во время сбора урожая на поле трудно назвать пикником! Если сравнивать с более понятной тебе реальностью, он скорее похож на перекус во время ответственного экзамена.
— Если вы про ЕГЭ, Маргарита Константиновна, то там можно только шоколадку, если у неё обертка не шуршит, или бутерброд. Ну, или яблоко. И все это школьники глотают, не жуя, боятся лишнюю минуту потерять. А на картине Серебряковой крестьяне едят с таким достоинством! Неужели они не торопятся?
— Конечно, торопятся, ведь в конце лета, во время сбора урожая, один день целый год кормит. Но это не означает, что нужно суетиться. Есть такая поговорка — «дело верши, да не спеши».
— Ну, еда — это разве дело?
— Ещё какое важное! Ведь без еды человек не сможет восполнить силы и продолжать трудиться. А для крестьянина средней полосы России хлеб на столе всегда считался милостью Божией.
— Почему?
— Потому что он доставался с большим трудом. Нелегко возделывать землю в условиях нашего климата, с непредсказуемыми трудностями вроде затяжных дождей или засухи. Крестьяне горячо молились каждый день, чтобы Господь помог вырастить урожай. И когда вкушали хлеб, непременно благодарили Создателя. В такие моменты нельзя торопиться.
— Деревенские жители были настолько верующие?
— Об их вере свидетельствует само слово крестьяне — то есть немного измененное в просторечии «христиане». И Зинаида Серебрякова неспроста дала такое название своей картине, она понимала его глубокий смысл.
— Художница тоже из крестьянской семьи?
— Нет, она дворянка. Но родилась и выросла в деревне, в имении своих родителей Нескучное на границе Курской и Харьковской губерний. Зинаида Евгеньевна с детства наблюдала труд сельских жителей и относилась к нему с почтением. Свою глубокую симпатию к крестьянам художница выразила в цикле картин под названием «Жатва». Этой серии она посвятила несколько лет в начале двадцатого века.
— И полотно «Крестьяне» тоже из цикла «Жатва»?
— Да. Оно написано в 1914 году.
— В то время крестьянки вправду носили такие ярко-красные блузки и платки, как на героине картины?
— Этот цвет очень любили в народе, красный — значит, красивый. И Зинаида Серебрякова в избытке использовала его в своей работе как символ красоты своих героев — и внешней, и внутренней. Крестьянин торжественно режет хлеб. Движения его жены плавны, как молоко, струящееся из кувшина. Сцена полуденного отдыха исполнена величавого спокойствия и тишины.
— Так хочется тоже сбавить скорость и проживать каждый день вот так же — вдумчиво, без спешки.
— Да, Ваня. Жизнь не должна превращаться в поток суеты. И всякая трапеза в ней может быть действом, которое совершается перед Богом — как на картине «Крестьяне» в Третьяковской галерее.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России