Благотворительный фонд «Белый ирис» помогает сохранять уникальные объекты культурного наследия в российской глубинке. Недавно фонд завершил один из своих проектов — «Возрождение сельских жемчужин» в трёх старинных сёлах Ярославщины. Одним из главных результатов стало создание проекта реставрации Казанского храма села Курба. Над ним трудилась команда профессионалов. Храм невероятной красоты. Вот, что рассказывает о нём профессор, доктор культурологи Татьяна Юрьева: «Казанский храм, возведенный в 1770 году в стиле барокко, является легендарным памятником русского зодчества. Центрическая в плане 16-лепестковая церковь — единственное в мире подобное сооружение. Уникальна и настенная живопись: фрески, прекрасно исполненные ярославскими мастерами, украшают церковные стены от пола до потолка и содержат более 350 библейских сюжетов. Этот шедевр необходимо спасать, и как можно скорее».
В начале 30-х годов прошлого века в Казанском храме разместили тракторную мастерскую. Неудивительно, что до нас святыня дошла в аварийном состоянии. Её восстановление началось с оформления здания в федеральную собственность и разработки проекта консервационных работ. В 2020 году удалось провести работы по сохранению храма, защитить его от воздействия погодных условий. «К счастью, теперь готов и проект реставрации — при наличии средств её можно будет начать уже в следующем году. Мы верим, что Курбский храмовый комплекс, в который входят также изящная колокольня и Воскресенский храм, обретёт былое величие, станет духовной опорой для местных жителей и отправной точкой для развития Курбского поселения», — рассказывает директор фонда «Белый ирис» Ольга Шитова.
Курба — одно из самых больших и древних сёл Ярославской земли. Это очень колоритное место. Местные жители сами делают мебель, вышивают, вяжут, ткут половички, поют, а недавно здесь возродилось лозоплетение. В «Белом Ирисе» рады, что в селе достаточно много жителей, которые переживают за возрождение храма, деятельно участвуя в восстановлении святыни.
Неподалеку от Курбы находится село Дёгтево. Местная достопримечательность — церковь Корсунской иконы Божией Матери. Здание построено в стиле ампир в 1819 году. До нас оно дошло в полуразрушенном состоянии. Купол храма был утрачен, кровля над трапезной разрушилась. Но внутри частично сохранились древние росписи. Три года назад добровольцы вместе с фондом «Белый ирис» вырубили деревья в трапезной и вынесли остатки обрушившегося свода. В рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин» был разработан проект консервационных и противоаварийных работ. Центральная часть церкви и трапезная были закрыты временной кровлей, окна заколочены. Корсунский храм словно обрёл одежду, став недоступным для разрушительных снега и дождя!
Интересно, что Корсунская церковь является частью усадьбы, возникшей в начале XVII века и связанной с именем князя Алексея Шайдока. Сохранился усадебный дом, где чудом уцелели впечатляющие приметы прошлого: лепнина, росписи на потолке, ажурные остатки изразцовых печей.
Одним из владельцев дома был драматург Николай Филимонов, знакомый с Пушкиным и друживший с Некрасовым.
В будущем Курба и Дёгтево, расположенные на территории Ярославского района, могут стать частью единого туристического и паломнического маршрута.
Третье село в Ярославкой области, где был реализован социальный проект — Новое. Его главная достопримечательность — Троицкий храм. Это одна из наиболее оригинальных сельских церквей Ярославского края. Она построена в 1776 году. Примечательно то, что богослужения здесь продолжались даже во времена гонений на веру. А ещё храм знаменит своим роскошным барочным иконостасом и образцами монументальной живописи.
Фондом был разработан проект реставрации Святых врат Троицкой церкви. «Объект ветхий, с частичным отсутствием штукатурного слоя. При этом полностью сохранён общий облик, кованые ворота и калитки. Задача реставраторов — постараться привести врата к их первоначальному облику с сохранением идентичности», — комментирует директор ярославской художественной мастерской «Реставратор» Денис Полещук.
«Белый Ирис» снял документальные фильмы о трёх сёлах и возрождаемых святынях. Например, тёплый и душевный фильм «А Курба будет жить!» https://www.youtube.com/watch?v=FhQ9BbewqKo&t=211s.
«Я рада, что в сёлах начинают формироваться свои добровольческие команды по уходу за памятниками культурного наследия», — говорит Ольга Шитова, директор фонда. Команде фонда радостно наблюдать за тем, как у людей появляется мотивация к участию в восстановлении сельских жемчужин, появляется интерес к истории России и её архитектурному наследию — это невероятно ценно.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.