Давным-давно родился в одном башкирском селе мальчик-богатырь, имя его было — Хунак.
Вырос Хунак и отправился странствовать в чужие края, пришёл в соседнее царство. Увидел его царь и сильно испугался, как бы богатырь его царство не захватил. Коварный царь велел своим солдатам подкараулить Хунака, когда тот спал в поле. Набросили они на богатыря железную сеть, связали по рукам и ногам и заточили в темницу.
Родители Хунака сильно горевали о том, что их сын пропал на чужбине. Тем временем у них родился ещё один сын, которому дали имя Имряк. Мальчик рос ещё быстрее, чем его брат — не по дням, а по часам, никто не мог сравниться с ним по богатырской силе.
Однажды, когда Имряк в очередной раз поборол своего противника, тот сказал с обидой:
— Если ты такой сильный, лучше бы пошёл и нашёл брата своего Хунака!
Удивился Имряк — отец и мать ничего не говорили ему про брата, опасаясь, что второй сын тоже из дома уйдёт.
Узнав правду, Имряк попросил отца смастерить ему железную палицу и отправился брата искать. Долго он шёл, а когда достиг владений коварного царя, его от усталости склонило ко сну. Лёг он на поляне и крепко уснул.
Царские слуги увидели спящего исполина и доложили царю:
— Лежит за городом незнакомый человек: палица его величиной с гору и сам он огромный, как гора. К нему даже спящему невозможно приблизиться. Когда великан во сне выдыхает воздух — всякий, кто хочет к нему подойти, кубарем назад отлетает.
Вспомнил тогда царь, что у него в темнице сидит богатырь Хунак, которого можно послать против непрошеного гостя.
Освободили Хунака из темницы, привели на поляну. Сел он на грудь спящего Имряка, посидел-поглядел на него и вдруг заплакал:
— На голову ли его посмотрю, на лицо ли, уж очень он на меня похож...
Упала слезинка на лицо спящего богатыря, проснулся Имряк, отбросил в сторону брата и схватился за свою железную палицу.
— Погоди, — сказал ему Хунак. — Биться мы с тобой всегда успеем. Расскажи мне сначала, из какого ты рода-племени, зачем сюда пришёл?
Имряк ему рассказал, что ищет по свету брата по имени Хунак.
— Так я и есть твой брат! — воскликнул Хунак.
Заплакали братья, обнялись. А потом вместе победили царя и к родителям домой вернулись.
Вот бы у народов так было: прежде, чем затевать войну, сначала поговорить бы по душам, вспомнить о своём общем роде-племени. Может, тогда и воевать никому не придётся?
(по мотивам башкирской народной сказки)
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.