Рим., 121 зач., XVI, 17-24.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Научно-популярные романы Роберта Харриса давно уже завоевали сердца читателей. Оказался среди них и я. Одним из моих любимых произведений Харриса является его книга «Призрак». Пусть вас не смущает название. В романе ни слова не говорится о привидениях. Просто переводчику, наверное, не удалось подобрать более точный русский эквивалент оригинального названия. А оно в дословной передаче звучит так — «Писатель-призрак».
Главным персонажем повествования Харриса является молодой человек, работающий так называемым «литературным негром», то есть тем, кто создаёт художественные или автобиографические произведения вместо известных лиц. Однажды герой романа получает заказ — написать за бывшего премьер-министра Великобритании его автобиографию. Погрузившись в работу, призрачный автор, сам того не желая, становится участником шпионской войны. Но это уже к делу не относится. Кому интересно — почитайте сами.
Я же хотел обратить ваше внимание на сам феномен «литературного негра». Довольно часто знаменитые люди, движимые тщеславием, желают прославиться и на поприще литературы. Потому нанимают талантливых, но бедных писателей и за не слишком большой гонорар поручают им что-то вместо себя написать. А затем без зазрений совести знаменитости публикуют получившийся текст под собственным именем. Согласитесь — всё это выглядит не слишком красиво.
Сегодняшнее чтение из послания к Римлянам демонстрирует нам иной подход. Здесь мы становимся свидетелями того, насколько апостол Павел ценил труд каждого из своих помощников. Их он перечисляет в завершении текста послания. Узнаём мы и имя человека, рукой которого было написано данное библейское произведение. «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание», — слышим мы такие слова.
Апостол Павел некоторые свои письма не писал лично, а надиктовывал секретарю. В данном случае — Тертию. Павел, отмечая труд помощника, демонстрирует уважение к данному человеку, показывает, что Церковь не представляет собой земную организацию с каким-то единым лидером, не терпящим конкуренции. Церковь — народ Божий, объединённый Христом Спасителем. Представители народа Господня по-разному проявляют свои таланты. Но вклад каждого из христиан в общее дело проповеди Евангелия ценен и необходим.
Перечисляя в конце послания к Римлянам имена своих соработников, апостол Павел на личном примере подтверждает правоту сказанных им выше слов. Ведь начинается сегодняшнее чтение с призыва остерегаться церковных расколов и тех людей, которые при помощи красноречия убеждают слушателей нарушить заповедь Христову о единстве. Такие лжепроповедники вместо того, чтобы вести людей к Богу, как бы привязывают их к себе, заставляют слушать только себя, подчиняться не Господу, а опять же себе. Так и создаются секты.
Что можно противопоставить таким проповедникам? Только настоящую духовную мудрость. Она проявляется в творении добра, дистанцировании от гордости и простоте в отношении зла. Последнее нуждается в пояснении. Апостол Павел призывает нас не зацикливаться на тех случаях, когда нас обижают или ущемляют. Сказал нам кто-то плохие слова? Бог ему судья! А я поступлю просто — отпущу эту ситуацию, не буду мстить.
Пусть прозвучавшие слова апостола Павла приобретут значение для нашей повседневной жизни, научат нас ценить чужой труд и с благодарностью к нему относиться. И пусть мы будем ценить единство друг с другом, в простоте прощая нанесённые нам обиды, покрывая милосердием ошибки ближних. Чтобы не видеть в окружающих нас людям просто функции, а сообща явить этому миру красоту и силу Евангельского учения Христа Спасителя.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.
2 мая. О духовном смысле чтения о Христовых страстях
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Читаются 12 отрывков Евангелия о страстях Христовых.
О духовном смысле чтения, — игумен Лука Степанов.